НЛП-Ньюс
Поиск по сайту

Статьи / Бессмысленные ценности

На форуме ведется обсуждение данной статьи:

 http://nlpnews.ru/forum/index.php?showtopic=1048 

   
 
 

Любовь есть такое преодоление нашей корыстной личной жизни, которое именно и дарует нам блаженную полноту подлинной жизни, и тем осмысляет нашу жизнь.

С. Франк. "Смысл жизни".

 
 

Бессмысленные ценности.

Во многих случаях требуется выяснить иерархию ценностей, например в технике "Интеграция Конфликтующих Частей".

Для поиска ценности более высокого уровня мы можем задавать вопросы либо о смысле (значении):
- Что это тебе дает?
- Зачем тебе это нужно?
- Какой тебе в этом смысл?

Либо о способе достижения ценности:
- Для чего ты это делаешь?
- Что это тебе дает?

Либо вопрос о том, что важнее:
- Если ты получишь это целиком и полностью, к чему ты будешь стремиться следующему?
- Что для тебя более важно, чем это?

Первые две группы вопросов предполагают, что поведение или ценность служат для чего-то:
- Для того, чтобы быть свободным, нужно много денег (много денег дают свободу).
- Если обращают внимание на мои слова – значит уважают.
В последнем примере "обращение внимания" это только способ получения "уважения". Весьма возможно, что далее будет цепочка значений:
обращают внимание на мои слова – значит уважают;
уважают – значит ценят;
ценят – значит любят.
Ценности "уважают", "ценят" имеют смысл (значение). Но весьма возможно, что "любят" не имеет смысла – то есть это ценно само по себе.
  • Если пытаться задавать вопрос о значении "любви" человек подвисает. Хотя может ответить, например, на вопрос:
    - Что для тебя более важно, чем то, что тебя любят?

    - Безопасность более важно, чем то, что тебя любят.

    При переходе с одной цепочки значений к другой обычно можно заметить "пороговую" смену физиологии.

Вот такие бессмысленные ценности - то есть ценности, которые важны для человека не "зачем", а "сами по себе". - назовем "узловыми".

Узловые ценности


Узловые ценности выстраиваются в иерархию по важности, на вершине которой находится "нахождение (доступ, обладание) сущностным состоянием".
Например:
Внимание дает Значимость
Значимость ничего не дает, но Уверенность В Себе важнее.
Уверенность в себе дает Спокойствие.
Спокойствие ничего не дает, но Внутренняя Гармония важнее.
Внутренняя гармония ничего не дает, но Единение (это уже сущностное состояние) важнее.

Пример карты узловых ценностей

Для каждой из вышеперечисленных узловых ценностей должны быть критерии достижения, т.е. способы узнать, что эта конкретная ценность удовлетворена.
- Если на меня внимательно смотрят и говорят обращаясь именно к мне – значит они проявляют внимание.
- Если у меня в жизни все хорошо, я совершенно свободен и меня любят – это счастье.
На самом "нижнем" уровне критерии будут вполне сенсорными – то, что можно пощупать, увидеть, услышать.
- Хорошая работа: зарплата 2000$, ездить не более 15 минут, мне интересно.

Выводы.

В результате мы получаем довольно забавную модель: есть небольшое количество узловых ценностей, которые, в определенном смысле, и являются действительными целями человека – всё остальное только способы достижения.
И все узловые ценности требуют удовлетворения. Их уровень важности – это только вопрос приоритетов. Нет некой "абсолютной" ценности, удовлетворив которую можно больше ничего не делать.

Использование.

Выявление узловых ценностей.

Возьмите какое-либо поведение и задавайте вопросы:

- Что это тебе дает?
- Зачем тебе это нужно?
- Какой тебе в этом смысл?
- Для чего ты это делаешь?
- Что это тебе дает?

Получив ответ, соответственно спросите про результат.
И так до тех пор, пока невозможно будет найти "смысл".

Поведение: - Чищу зубы по утрам.
- Для чего ты это делаешь?

- Зубы будут чистыми и не будет кариеса.
- Что это тебе даст?

- Привлекательность.
- Зачем тебе привлекательность?

- Чтобы нравиться?
- Зачем тебе нравиться?

- Чтобы любили?
- Зачем тебе, чтобы тебя любили?

- … Чтобы любили…

В данном примере "любили" – узловая ценность.

Целепостановка.

1. Список целей.

Напишите список ваших целей, например, на ближайшие пол-года, год.
Например:
  • Съездить отдохнуть.
  • Посмотреть, наконец, фильм "Пираты Карибского моря".
  • Пройти тренинг "Мастерство Коммуникации".
  • Установить кабельное телевидение.
Цели могут быть самые различные по важности, вы их пишите просто "скопом", не ранжируя.

2. Узловые ценности.

Для каждой цели определите соответствующие узловые ценности.
  • Съездить отдохнуть – комфорт – спокойствие.
Учтите, что одно и то же поведение может удовлетворять нескольким ценностям. Например:
Смена работы дает:
  • повышение зарплаты;
  • удовлетворение;
  • творчество.
В этом случае вам будет нужно исследовать все цепочки до конца (до узловых ценностей).

Вторичные выгоды.

Собственно, при исследовании вторичных выгод простраиваются только цепочки до узловых ценностей. Остальные ценности в данном контексте большого смысла, по-видимому, не имеют.

Новые варианты поведения.

Узловые ценности – это конечные цели человека. Выявив их мы можем искать варианты достижения, что даёт большую гибкость.

1. Поведение.

Выберите поведения, которое вас не устраивает

2. Намерение и вторичные выгоды.

Определите намерение и вторичные выгоды.

3. Узловые ценности.

Для намерения и каждой вторичной выгоды определите узловые ценности. Весьма возможно, что для разных вторичных выгод будет одна узловая ценность.

4. Варианты реализации.

Для каждой узловой ценности найдите не менее трех новых вариантов поведения, которые могут ее удовлетворить. Например:
Спокойствие:
  • Научиться спокойнее относиться к опозданиям сотрудников.
  • Гулять в парке.
  • Поставить новый дверной замок.

5. Критерии запуска.

Определите критерии (желательно не мене трех) для запуска новых вариантов поведения. Они должны быть вполне сенсорными (ощущение в животе, интонация собеседника и т.д.).
Можно разные наборы критериев для различных новых вариантов поведения.

6. Встраивание.

Несколько раз мысленно проиграйте рабочую ситуацию, реагируя на критерии (из пункта 5) запуском новых вариантов поведения.
Можно так же встраивать запуск новых вариантов поведения как во "Взмахе" – быстрым переключением образов. Тогда "триггером" будет в какой-то визуальный критерий из шага 5., а вместо образа "желаемого Я" – образ нового варианта поведения из пункта 4.

7. Проверка работоспособности.

Мысленно (ВК) представьте себя в различных вариантах рабочей ситуации в будущем (например: завтра, через неделю, через месяц) и отследите, запускаются ли новые варианты поведения автоматически. Если нет – на шаг 6.
Возможно так же, что какие-то вторичные выгоды не удовлетворены – тогда вернитесь на шаг 2.
Любимов Александр
На форум

Новое на форуме


Михаил Пелехатый
от fedorov, 24/07/2017 09:46:13
Улыбнитесь:) от NikOsipovv, 15/06/2015 18:33:17
СОЦИАЛЬНЫЕ СТРАХИ от fedorov, 19/04/2015 14:34:41
Котлячков - Ночная кукушка от Артём, 17/10/2014 14:38:32
Карта не территория от fedorov, 05/06/2014 13:16:28
Система дала "сбой". от IsImIrI, 28/02/2014 06:40:34


Copyright 2005 НЛП-Ньюс
E-mail: mailbox@nlpnews.ru
Система управления сайтом: Managee Managee
НЛП. Рейтинг сайтов  сообщества. Нейро-лингвистическое программирование