НЛП-Ньюс
Поиск по сайту

Вестник НЛП, выпуск №8


ВЕСТНИК
НЛП

выпуск №8
Миссия: развитие НЛП в России, знакомство со всем лучшим, что создается в этой области на Западе, популяризация профессиональных исследований, активное содействие продвижению отечественных разработок, презентация авторских идей и моделей, неформальное объединение российского профессионального сообщества НЛП, поддержание сотрудничества с зарубежными изданиями данной области .

Рукописи не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных объявлений и статей. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Любое использование материалов допускается только с согласия "Центра НЛП в Образовании" под руководством А.А. Плигина. Ссылка на автора статьи и сборник обязательна. Редакция выражает признательность всем авторам материалов, переводчикам, корректорам, а так же авторам писем, чье участие помогает нам в выпуске этого сборника.



 


Содержание


1. Зарубежная статья

"Праздник Сертификации" или как сертифицировать НЛП-Практиков и одновременно лечить экзаменофобию
… Студенты побледнели. Они хватают воздух ртами. Я могу по калибровке определить, что у них головокружение, паника и избыточная вентиляция легких. Я только что произнес слово "экзамен", стоя перед группой французов, изучающих НЛП. Это случилось в 1985, когда я вел свою первую сертификацию практиков в Париже…
Брайан Ван дер Хорст.

2. Применение НЛП

"Полезные советы"
Данная статья является одним из разделов книги А. Плигина и И. Максименко "Now Let's play English", которая готовится к изданию "Центром НЛП в Образовании".
- Предлагаем вам некоторые советы, которые помогут быстрее овладеть иностранным языком.
- Полезные советы по эффективному обучению.
- По просмотру фильмов. Ответы на вопросы.
- По запоминанию слов.
- По пересказу текстов.
- По развитию разговорной речи.
- Для ускорения спонтанной речи.
- По тренировке произношения
Инна Максименко

"Обратная связь"
… При общении мы, так или иначе, влияем друг на друга. В зависимости от того, что сказал или сделал наш собеседник, меняется наше поведение. И конечно, мы в свою очередь точно так же воздействуем на наше окружение. Зачастую мы хотим добиться от человека определенной реакции на наши слова и поступки, хотя не всегда это осознаем или просто не хотим себе в этом признаться. Одним из видов коммуникации является обратная связь….
Артем Тихонов

3. Метафора.
… Эту метафору я создавала для очень дорогого человека - школьной подруги, у которой в жизни всё как-то кувырком складывалось… Ох и тяжело же ей было вытаскивать на свет божий вторичные выгоды! Ещё сложнее - придумывать как же их ИНАЧЕ удовлетворить. Училась моя подруга заново, как в детстве, видеть дружественность Вселенной. Перестраивала, брала под контроль общий строй мыслей, училась заново радоваться всем мелочам жизни. И радости не замедлили придти, причем они сыплются на неё теперь каждый день! Стоило только перестроить фильтры и начать замечать хорошее!…
Елена Дворяшина.

4. Юмористическая страничка:

Анекдоты, отфильтрованные Александром Герасимовым.



"Праздник Сертификации" или как сертифицировать НЛП-Практиков и одновременно лечить экзаменофобию

Студенты побледнели. Они хватают воздух ртами. Я могу по калибровке определить, что у них головокружение, паника и избыточная вентиляция легких. Я только что произнес слово "экзамен", стоя перед группой французов, изучающих НЛП. Это случилось в 1985, когда я вел свою первую сертификацию практиков в Париже.

"Что я сделал?" - спрашивал я себя. Это должно быть что-то культуральное. Может быть, у меня ширинка не застегнута? Может быть, кто-то, стоящий позади меня, наставил на них автомат УЗИ? Или я не заметил толчки силой 6,7 баллов по шкале Рихтера в помещении?

"Это не может быть из-за слова "экзамен"?" - произнес я вслух. Ну надо же! Это случилось еще раз? Что происходило с этими людьми?

Для того чтобы выяснить, как обычно происходят в Европе экзамены, мне потребовалось несколько дней. Если Вы студент университета, Вы проводите, возможно, пару лет, ожидая, во французском колледже в большой неконтролируемой тусовке. И затем наступает один большой экзамен - тест, который предопределит Вашу судьбу. Если Вы его не сдадите, возможно, Вам не дадут еще одного шанса сдать экзамен на звание бакалавра (высшее образование плюс диплом за два года), или юриста, или экзамены в медицинском колледже. Часто Ваша судьба складывается в результате одного большого испытания.

Именно поэтому экзаменофобия - популярное французское состояние. Последний триместр или период проходит в панике, зубря и готовясь так же, как откармливают гусей, заставляя их насильно есть зерно. Но вместо раздувшегося фуа гра из гусиной печени французские студенты раздувают свои страхи перед экзаменом.

Роберт Дилтс рассказывал историю о том, как он навещал заокеанского педагога. Он спросил преподавателя, знают ли студенты те вопросы, которые они получат на своем выпускном экзамене. Учитель ответил: "Конечно же, нет. Если бы мы это разрешили, то все бы сдали".

Большинство европейских детей, закончивших учиться, клянутся, что они больше никогда в своей жизни не будут сдавать никаких тестов, если смогут этого избежать. И они заякорили господство истерического состояния как реакцию на простой акт оценки. Обратная связь? Забудьте об этом. Они зациклились или отвечают агрессией.

Поэтому я собираюсь поделиться с Вами секретом. Я это никогда не публиковал во Франции. Это могло бы испортить сюрприз для моих студентов. Привожу формат сертификации, созданный мной во Франции. Он был разработан для того, чтобы сделать тестирование приятным опытом для моих студентов. Мои студенты говорят, что в качестве вторичной выгоды они теряют страх перед экзаменами. Я со всей скромностью представляю Вам Средство Ван дер Хорста от Экзаменофобии.

Первое, что бросается в глаза моим студентам, когда они заходят в зал, где проходит тренинг - это украшения из гирлянд. Вы, наверное, знакомы с цветами из гофрированной бумаги, соединенными в длинные цепочки, - такими украшают залы институтов во время выпускных балов. Только здесь, во Франции, они ассоциируются с Новым Годом, праздником Марди Грасс и днями рождениями. В центре комнаты висит хрустальный шар. Отражения прожектора танцуют по комнате. Энергичная музыка барокко несется из колонок. Вы видите эту картину?

Первое упражнение называется "Ангел-хранитель". В данном упражнении люди в тройках проясняют свои ожидания от экзамена. ("Ваш желаемый результат - диплом? Что может быть для Вас лучше, чем сертификат? Каков тот опыт, который Вы могли бы получить и который бы сделал все это делом, стоящим затраченного на него времени и труда?") В данном упражнении студенты должны получить доступ как минимум к девяти ресурсным состояниям и дважды проверить в тот момент, когда они этого не ожидают, получение повторного доступа к своим желаемым состояниям во время предстоящей сертификации.

"Ангел-хранитель"

В тройках: Клиент, Консультант и Наблюдатель. Время на упражнение - 90 минут.

В течение 15 минут. Клиент заявляет проблему: он не хочет принимать участие в сертификации. Консультант помогает Клиенту определить хорошо сформулированный результат, используя соответствующую стратегию, при этом помогая Клиенту получить доступ к ресурсным состояниям. Наблюдатель наблюдает за Консультантом и собирает информацию относительно использования навыков раппорта, метамодели, стратегии хорошо сформулированного результата (нашей модели сбора информации).

В течение 5 минут. Наблюдатель, сам находясь в ресурсном состоянии, дает обратную связь Консультанту.

В течение 5 минут. Клиент, занимавшийся калибровкой Наблюдателя в то время, когда тот давал обратную связь, дает обратную связь о том, как Наблюдатель давал обратную связь Консультанту и одновременно сам оставался в ресурсном состоянии.

В течение 5 минут. Консультант и Наблюдатель отдельно от Клиента обсуждают и обдумывают задачи друг для друга в предстоящие выходные, когда будет проходить сертификация, которые необходимо будет выполнить во время перерывов и обеда и цель которых - помочь Клиенту достичь его желаемого результата. При этом необходимо, чтобы и тот, кто помогает, и тот, кому помогают, одновременно получали доступ к ресурсному состоянию. После этого в каждой тройке участники меняются ролями еще два раза. Наблюдатель и Консультант записывают, что конкретно каждый из них разработал для других, и вручают свои разработки Тренеру после каждого круга. Тренер, в свою очередь, может улучшить или дополнить приятными сюрпризами те задания, которые создали участники.

Затем я даю несколько серий письменных упражнений на подстройку, перевод и калибровку сенсорных слов, пресуппозиций, мета- и милтонмодели, ключей глазного доступа, калибровку и другие навыки по сбору информации, а также навыки на установление раппорта. Они написаны на разговорном французском с изобилием шуток и приколов, для того чтобы люди смеялись. Поэтому во время этой бумажной работы по тестированию то и дело раздается смех.

По мере того как студенты заканчивают каждую часть тестирования, они получают по подарку. Процесс закупки подарков - одно из моих любимейших удовольствий. Я хожу по магазинам, где продают товары для проведения праздников и вечеринок, и закупаю охапки свистков, игрушек-головоломок, игрушек, издающих звуки, тещиных языков (игрушка, при надувании разворачивающаяся как будто длинный высунутый язык (прим. переводчика)) и мелкие подарки, которые французским детям обычно дарят в детстве по праздникам.

Ближе к обеду помещение выглядит так, как перекресток между детским садом в Аду и Зоопарком, в котором звери вырвались из клеток.

В своих тренингах я подчеркиваю, что я не особо успешен в запоминании. Я очень успешен в том, чтобы знать, как использовать дистинкции (различия, делающие разницу) и техники НЛП. Поэтому, когда у студентов есть множественный выбор или вопрос, задаваемый по схеме, например, как в метамодели, у них есть схема метамодельных вопросов, висящая перед ними. Их работа состоит в том, чтобы знать, как их использовать. Бог дал нам бумагу и карандаши для того, чтобы нам не было необходимости хранить все эти штуковины в наших головах.

В подобном же духе проходит время после обеда первого дня сертификации, посвященное поведенческим упражнениям. Группы собираются в кружки по пять человек и выполняют техники. Сначала каждый тянет из шляпы одну из пяти категорий техник, которые будут выполняться: рефрейминг, изменение личностной истории, визуально-кинестетическая диссоциация, стратегии или субмодальности. Именно эти категории, на мой взгляд, соответствуют главным инструментам для работы в техниках на уровне практика.

Каждый участник по очереди становится Консультантом, Клиентом, Мета-Мета Моделирует, Метанаблюдает за раппортом или Метапротоколирует технику. Когда студент находится в роли Консультанта, его задача состоит в том, чтобы продемонстрировать шаги той техники, которую он получил в результате случайного выбора - даже в том случае, если он думает, что он не знает ее на должном уровне. Например, в рефрейминге он может выбирать между шестишаговым рефреймингом или рефреймингом контекста, из трех вариаций рефрейминга в процессе переговоров или сконструировать свою модель рефрейминга.

Клиента просят найти у себя или разыграть проблему, подходящую под выбранную технику. Работа метанаблюдателей состоит в поддержании у Консультанта ресурсного состояния, в выдаче обратной связи в конце каждого цикла, а также в том, чтобы особым образом работать консультантами во время демонстрации.

Если Консультант теряется, Метанаблюдатели проинструктированы не давать ответов, а только задавать вопросы. Например: "На каком шаге техники ты находишься? Каков желаемый результат для этого шага? Как ты можешь его получить? Как ты узнаешь, что ты его получил? Если это не сработает, как еще ты можешь его получить? Эта рамка, которой я научился на тренингах Андреасов, позволяет Консультанту отвечать на свои собственные вопросы и зачастую понимать, что он знает намного больше, чем он думал, что знает.

Еще одним плюсом данного упражнения является то, что оно встраивает в Консультанта часть метанаблюдателя. Я считаю, что это, возможно, мой последний шанс приободрить студентов, чтобы они развивали свои способности к самообразованию.

Одним из основных результатов тестирования является то, что участники учатся оценивать и признавать свои сознательные и бессознательные способности с беспощадным сочувствием. Это тонкая смесь возмутительной дозволенности и ответственной привязанности. Обычно для того, чтобы эффективно с этим обращаться, необходимо изрядно повеселиться.

Поэтому к концу первого дня я вручаю боеприпасы из множества пневматических игрушечных пистолетов, стреляющих разноцветными бумажными шариками. Я надеваю шлем, защищающий от песчаных бурь, и говорю, что теперь их очередь выдать мне немного обратной связи. У нас образуется психоделическая радуга из бумажных шариков. Все смеются. Мы рассказываем анекдоты, играем в подвижные игры, вдохновленные подходами таких направлений, как Александер, Фелденкрайс и Айкидо, а также развлекаемся с помощью шаров йо-йо, фрисби и прочих новых игрушек для фитнеса, популярных на текущий момент.

Второй день начинается с письменных упражнений, в основном по стратегиям и консультированию, иногда по видео, смотря которое, каждый записывает условными обозначениями, например, стратегию принятия решений. Еще подарки. Запомните, комната все еще выглядит, как в канун Рождества. Вот уже 10 часов утра.

На следующие шесть часов участники закрепляются в пары Консультант-Клиент. Их задание - выполнить законченную работу.

Это включает моделирование текущего состояния и желаемого состояния для реальной проблемы, проведение всесторонней экологической проверки, планирование последовательности работы (интервенций), которая приведет к желаемому результату. В этот момент Консультант рассказывает тренеру об итогах сбора информации до того, как перейти к выполнению техники. Тренер и консультант совещаются один на один.

Во время подобных консультаций я часто говорю Консультанту, что он может действовать по своему плану. Зачастую я прошу Консультанта собрать дополнительную информацию о какой-то отдельной составляющей - о внутренних состояниях, контекстах или, например, о причинно-следственной связи.

Возможно, в случае если я чувствую, что студент серьезно подготовлен, то попрошу его сделать себе растяжку и попробовать что-то, чего он раньше никогда не делал в полном объеме. Но это всегда очень глубоко личная возможность для обучающегося узнать, как я или другие тренеры думаем по поводу применения НЛП, а для меня - узнать, как он или она думают.

После этого совещания с тренером Консультант переходит к выполнению техники, как минимум, первого шага его плана консультации. Тренер осторожно наблюдает за процессом, затем Консультант записывает результаты и то, как он их проверял.

В идеале после первых трех часов работы мы делаем перерыв на обед и после обеда пары заново объединяются, роли меняются, при этом люди не обязательно работают с теми же партнерами, что и до обеда.

Перед тем как перейти к этому поведенческому сегменту, я выношу большую коробку. Внутри нее находится коллекция шляп для вечеринок, которую я собрал за неделю до этого. Французы делают превосходные шляпы для вечеринок. Треуголки Наполеона, парики египтян, колпаки волшебников и клоунов, шлемы воинов, митры епископов, антенны марсиан, головы единорогов - целая вселенная мифов. Затем, по мере того как разбирают ресурсные амулеты для предстоящей "работы в технике", я важно выдаю символическую шляпу каждому студенту, сопровождая специальным высказыванием: "Это время Волшебника Страны Оз".

Итак, они уходят вести техники, и, после того как они их завершат, у нас происходит вечер метафор. Это последнее действо сертификации дает каждому возможность выразить свой опыт, полученный на тренинге.

Участники рассказывают друг другу притчи, анекдоты, зачастую даже сложные Эриксонианские метафоры. Мне больше всего понравилась женщина, которая сказала: "Этот тренинг - поход в Auberge Espanol (Европейский аналог вечеринки вскладчину). Ты ешь только то, что ты принес. Но ты должен съесть ВСЕ, что ты принес".

Да, конечно, мы все вместе делаем это среди множества бутылок шампанского и закуски. Ведь все это происходит во Франции.

Мы произносим тосты за познания каждого и говорим "до свидания" каждому. Я иду домой и просматриваю свои записи, сортирую их письменные работы, решаю, сдали они сертификацию или нет. Те, кто не сдали, приглашаются к пересдаче бесплатно совместно с будущими практиками, они могут пересдавать сертификацию до тех пор, пока не сдадут.

Каковы мои критерии сертификации? Минимальное встраивание знания НЛП, поведенческая демонстрация компетентности в техниках и базовые способности, как минимум, на тренинге и во время сертификации демонстрировать в поведении владение рамками и пресуппозициями НЛП.

В целом, если участник двигается по миру в направлении к своим желаемым результатам, ориентируясь на возможности, а не на ограничения, спрашивая как так же часто, как и почему, запрашивая обратную связь и принимая ее, проявляя любознательность вместо погружения в свои собственные пресуппозиции, я чувствую, что он или она, возможно, смогут создавать НЛП сами.

В конце каждой сертификации я обычно говорю что-нибудь вроде: "Мне хотелось бы, чтобы вы знали, что на подобном курсе не один тренер. Здесь 30 (или столько, сколько людей в помещении) тренеров. Я благодарю вас за то, что вы были моими тренерами. И я хочу, чтобы вы знали: вы учили меня хорошо".

Благодарности. Вечно благодарен Линн Конвелл, Лесли Кемерон-Бендлер, Девиду Гордону, Мишелю Лебо, Джинни Лаборди, Стиву и Коннире Андреасам за их обучение и вдохновляющие идеи.

Брайен Ван дер Хорст вот уже 15 лет является профессиональным тренером. Последние 8 лет он жил и работал в Париже, являясь директором Repere. До этого он был консультантом в Стэндфордском Исследовательском Институте, в группе по Стратегической Окружающей Среде, в программе о Ценностях и жизненных стилях, также являлся директором Центра НЛП для Продвинутого изучения в Сан-Франциско. Он работал в журналистике как редактор Нью Реалитез (New Realities), Практической психологии, (Practical Psychology), Плейбоя (Playboy) и Сельского Голоса (The Village Voice). Он занимался закупками в роли редактора Джи Пи. Тарчер Букс (J.P. Tarcher Books) и Хоттон-Мифлин (Houghton-Mifflin), а также вел телевизионную программу в Сан-Франциско. До этого 10 лет проработал в индустрии развлечений, в должности вице-президента Группы Кэннон (Cannon Group) и директора по рекламе и PR в Атлантик Рекордз (Atlantic Records). 23 февраля 1998.
* * * *
Перевод - Иголкина Инна.

 


Полезные советы

Данная статья является одним из разделов книги А. Плигина и И. Максименко "Now Let's play English", которая готовится к изданию "Центром НЛП в Образовании".

Предлагаем вам некоторые советы, которые помогут быстрее овладеть иностранным языком.
·  Полезные советы по эффективному обучению.
·  По просмотру фильмов. Ответы на вопросы.
·  По запоминанию слов.
·  По пересказу текстов.
·  По развитию разговорной речи.
·  Для ускорения спонтанной речи.
·  По тренировке произношения.

Полезные советы по эффективному обучению

·  Необходим положительный настрой, то есть заниматься следует начинать в позитивном состоянии.

·  Фокус внимания необходимо сместить с того, что не получается, на то, что получается лучше или хорошо.

·  Обязательно хвалите себя за все успехи.

·  Двигайтесь от простого к сложному. Начинайте заниматься с того, что является достаточно простым, постепенно увеличивая сложность. Это позволит вам быстро идти к цели и всегда оставаться в позитивном состоянии.

·  Заканчивайте занятия тогда, когда вам еще хотелось бы продолжить.

·  Для эффективного усвоения материала необходимы перерывы. Лучше заниматься каждый день по 15 минут, чем каждый день по часу.

·  Не оттачивайте один и тот же навык до совершенства. Как только вы увидите результат в одном навыке, добавляйте новый элемент. Тогда новый элемент становится опытом и эталоном для сравнения.

·  Модель необходимо как можно быстрее попробовать на ощупь, хотя бы упрощенную. Например, если вы решили научиться разговаривать по-английски, то, получив некоторые навыки, начинайте говорить. Если решили научиться понимать иностранную речь, то через некоторое время тренировки прослушайте простой текст или песню.

Полезные советы по просмотру фильмов.
Ответы на вопросы.

Какие фильмы лучше смотреть?
Лучше смотреть те фильмы, которые вам нравятся. Если вы любите боевики, смотрите боевики, если мелодрамы, то - мелодрамы. Многие могут сказать, что в боевиках мало английского, зато много драк и нецензурной лексики -- можно выбрать качественные боевики. И наверняка есть еще направления, которые вам по душе, например, мультфильмы, фильмы о природе, документальные фильмы, различные ток-шоу.

Полезно ли смотреть фильмы с субтитрами?
Для развития восприятия речи на слух мы рекомендуем начинать смотреть фильмы с субтитрами.
Во-первых, чем больше вы удовольствия получаете от процесса обучения, тем быстрее продвигаетесь к результату.
Во-вторых, при просмотре фильма произвольное внимание сосредоточено на чтении и понимании сюжета фильма, в то время как непроизвольное внимание фокусируется на английской речи. Как показывают наши исследования, с появлением фазы внутреннего диалога замедляется процесс восприятия и усвоения языковых форм.

Читателям имеет смысл напомнить, что внутренний диалог не является 'истинной' сенсорной системой, а представляет собой их производную, связанную с обобщением речевого опыта и превращением его в весьма автономную подструктуру психики. При чтении субтитров отсутствует проблема внутреннего диалога и получаемое удовольствие от просмотра фильма, что положительно влияет на скорость и эффективность обучения.

Мы рекомендуем один фильм смотреть не менее двух раз. При первом просмотре внимание нужно сосредоточить на сюжете и чтении субтитров. При повторном просмотре фокус внимания можно направлять на английскую речь, обращаясь к субтитрам тогда, когда что-то непонятно. Следует отметить, что развитию эффективного слушания и понимания фильмов помогает накопление словарного запаса, аудирование простых текстов, просмотр учебных фильмов, а также общение с "носителями языка".


С какими субтитрами лучше смотреть фильм? Английскими или русскими?
При небольшом словарном запасе лучше смотреть фильмы с русскими субтитрами. Если навыки чтения на английском языке развиты хорошо, то полезно смотреть фильмы с английскими субтитрами. Если цель просмотра - проверить процент восприятия английской речи на слух или есть желание сфокусировать произвольное внимание на самой речи, то можно смотреть фильмы без субтитров.

Что делать, если внутренний диалог все-таки возникает?
Во время фильма очень полезно обучиться действовать следующим образом: проговаривать иностранные диалоги вслух, повторяя их за героями, каждый раз увеличивая темп произношения, а затем проделывать то же самое, но мысленно. Удержание кончика языка на небе также помогает избегать мысленного проговаривания на родном языке.

Зачем нужно учить грамматику английского языка?
Существует мнение, что чем больше знаешь английских слов, тем лучше владеешь английским языком. Многие начинающие и продолжающие учить язык делают на это большой упор, например, ставят себе целью выучить 1500 - 3000 слов. Все это хорошо, если есть навыки и умения, как эти слова связывать и получать логическое высказывание, иначе говоря, виртуозно ими жонглировать. Тем более мы знаем, что смысл высказывания в английском языке зависит еще и от порядка слов в предложении. Например,

Mary loves Tom. - Мэри любит Тома.
Tom loves Mary. - Том любит Мэри.
А если прочитать данные выражения, то знания только значений этих слов явно недостаточно.

I want you to come here. - Я хочу, чтобы ты пришла сюда.
She seems to know all about it. - Она, кажется, знает все об этом.
He must be in his office now. - Он должен быть сейчас в своем офисе.
Mark can't be in Africa now. - Не может быть, чтобы Марк сейчас был в Африке.
A good friend you turned out to be. - Ты оказался хорошим другом.
Shall I open bring you some tea? - Тебе принести чашку чая?
A meeting is to start at 11 o'clock. - Собрание должно начаться в одиннадцать часов.

Англичане постоянно используют данные грамматические конструкции при общении.
Мы считаем, что изучение грамматики - это фундамент, на котором стоится дом. Слова - это как части машины, грамматика - то, на чем все эти части крепятся.

Зачем нужно стремиться к правильному произношению? Меня и так поймут. Во-первых, само по себе английское произношение максимально приближенное к "оригинальному", говорит об уважении к культуре нации, максимальной подстройке к людям, для которых этот язык является родным, что помогает быстро наладить дружеское или деловое общение.

Во-вторых, в английском языке есть звуки, которых нет в русском языке, и если заменять их похожими, то есть большой шанс быть не понятыми. Например,
     pen (ручка) - pan (кастрюля);
     bed (кровать) - bad (плохой);
     men (мужчины) - man (мужчина);
     bet (пари) - bat (летучая мышь);
     three (три) - free (свободный, бесплатный);
     thin (тонкий) - fin (плавник);
     vest (нательная сорочка, жилетка) - west (запад);
     verse (стих) - worse (хуже).

В-третьих, чтобы произнести английские слова с русской артикуляцией, само по себе очень трудоемкое занятие. Потребуется намного больше сил и энергии, чтобы говорить.

В-четвертых, английские звуки еще и отличаются долготой. То есть значение многих слов часто зависит от долготы произнесенного звука. Сравните,
     sheep (овца) - ship (корабль);
     live (жить) - leave (покидать);
     this (этот) - these (эти);
     buck (доллар) - bark (лаять);
     hut (хижина) - heart (сердце).

Зачем нужно пересказывать тексты?
Устная речь состоит из диалогической и монологической речи. Одним из главных компонентов тренировки диалогической речи является использование языковых шаблонов (паттернов). Когда мы разговариваем с собеседником, то в общении, как правило, присутствует и  рассказ о каком-то событии, то есть монологическая речь. Для тренировки монологической речи очень полезны пересказы.

Пересказывая тексты, происходит следующее:
1. Вы тренируете грамматику.
2. Быстро запоминаете новую лексику, языковые шаблоны, грамматические конструкции.
3. Развивается языковое чутье. Вы не только запоминаете слова, а также учитесь чувствовать, в каком контексте в следующий раз сможете употребить то или иное слово или выражение.
4. Ваша речь становится богаче и разнообразнее.
5. Увеличивается скорость речи при общении с собеседником в реальной ситуации.
6. Улучшается произношение, так как, пересказывая, у вас есть возможность обращать внимание на тренировку звуков.

Зачем учиться говорить просто? Я хочу сразу научиться использовать в своей речи сложные предложения и грамматические конструкции.
Изучающие английский язык стремятся не только говорить по-английски грамотно, но также разнообразить свою речь различными грамматическими оборотами, фразовыми глаголами, сложноподчиненными предложениями, различными языковыми паттернами. Это делает речь красивее, ярче, богаче, разнообразнее.

Только многие почему-то хотят начать изучение языка со сложных грамматических конструкций, не владея элементарными навыками устной речи, спонтанного построения простых повествовательных, отрицательных, вопросительных предложений.

Дело в том, что обучение любому навыку происходит от простого к сложному. Давайте вспомним, как обучаются говорить дети. Начиная с простых фраз и предложений, они уже свободно общаются на родном языке в возрасте 4 - 5 лет, постепенно накапливая словарный запас и увеличивая скорость речи.

Поэтому мы советуем доводить до автоматизма простые навыки разговорной речи и грамматики, чтобы потом, опираясь на них, вы могли украшать вашу речь различными грамматическими и лексическими изысками.

Полезные советы по эффективному обучению.
Предлагаем вам некоторые советы, которые помогут быстрее овладеть иностранным языком.

·  Необходим положительный настрой, то есть заниматься
следует начинать в позитивном состоянии.

·  Фокус внимания нужно сместить с того, что не получается, на то, что получается лучше или хорошо.

·  Обязательно хвалите себя за все успехи.

·  Двигайтесь от простого к сложному. Начинайте заниматься с того, что является достаточно простым, постепенно увеличивая сложность. Это позволит вам быстро идти к цели и всегда оставаться в позитивном состоянии.

·  Заканчивайте занятия тогда, когда вам еще хотелось бы продолжить.

·  Для эффективного усвоения материала необходимы перерывы. Лучше заниматься каждый день по 15 минут, чем каждый день по часу.

·  Не оттачивайте один и тот же навык до совершенства. Как только вы увидите результат в одном навыке, добавляйте новый элемент. Тогда новый элемент становится опытом и эталоном для сравнения.

·  Модель необходимо как можно быстрее попробовать на ощупь, хотя бы упрощенную. Например, если вы решили научиться разговаривать по-английски, то, получив некоторые навыки, начинайте говорить. Если решили научиться понимать иностранную речь, то через некоторое время тренировки  прослушайте простой текст или песню.

Полезные советы по запоминанию слов.

·  Запоминайте слова в контексте.
Выпишите слова, которые хотели бы запомнить. Придумайте предложение или словосочетание для каждого слова.

·  Читайте интересные тексты, книги. Как правило, многие новые слова повторяются и запоминаются непроизвольно. Посмотрите в словаре транскрипцию слова, которое вы хотели бы выучить, и обязательно его проговорите.

·  Используйте новое слово в различных ситуациях: при пересказе текста, практикуясь в английской речи с коллегами, друзьями, носителями языка.

·  Выпишите по одному слову на небольшом листочке бумаге и повесьте их на те места, куда часто обращается ваш взгляд. При чтении этих слов проговаривайте их, представляйте образ.

·  На начальном этапе изучения английского языка обогащайте свой активный запас часто употребляемыми словами. В дальнейшем отдавайте предпочтение тем словам, которые вы активно используете в русском языке.

·  Запрограммируйте свое сознание на то, что вы действительно быстро и легко запоминаете английские слова. Если вы пока не совсем уверены в этом, то играйте, будто это так и есть -- и вы быстро увидите результат!

·  Обратите внимание, какую лексику употребляют носители языка, то есть общайтесь с иностранцами, смотрите фильмы, слушайте радио. Язык - это очень гибкая и подвижная система, и то, что было актуальным 10 лет назад, может совсем не соответствовать сегодняшнему дню.

Полезные советы по пересказу текстов.

·  Прочитайте текст. Если в тексте есть незнакомые слова, то переведите их. Для того чтобы узнавать перевод незнакомого слова в тексте, повторите чтение столько раз, сколько потребуется.

·  Определите для себя, какими словами на данном этапе вы хотите пополнить свой активный словарный запас, а какими пока нет. Например, если в тексте есть слово "купец - merchant" и "однако - however", то в силу нечастого употребления в речи, с запоминанием слова "купец" можно повременить, однако слово "however" сделает вашу речь красивее.

·  Представьте себе в виде картинок начало, середину и конец рассказа. Например, первая картинка изображает начало рассказа, основной сюжет может разместиться в последующих картинках, а на последней вы увидите конец рассказа. Мысленно прокрутите фильм, чтобы помнить последовательность действий.

·  Если вы только начинаете учиться пересказывать тексты, то на первых этапах ваше внимание полезно направить на освоение структуры английского предложения. Предложения должны быть максимально простыми и короткими, с четким порядком слов: подлежащее, сказуемое, дополнение. Позже свою речь можно обогатить сложными предложениями, причастными и деепричастными оборотами.

·  Если вдруг вы забыли какое-то слово, можете употребить его синоним или посмотреть в тексте.

·  Пересказывайте удобным для вас темпом. Если в тексте есть много незнакомых слов, которые вы хотите запомнить, то перескажите его несколько раз. Это одновременно поможет развить скорость вашей речи.

Полезные советы по развитию разговорной речи.

·  Для того чтобы научиться разговорной речи, необходимо запомнить одно из самых важных правил, о котором многие почему-то забывают, - это практиковаться говорить.

·  Чем больше вы говорите по-английски, тем быстрее вы нарабатываете разговорные навыки. Многие считают, что если послушать аудиокассету с английской речью в машине, то улучшаются разговорные навыки. Правда, но отчасти. Как ни банально это звучит, но, чтобы научиться плавать, нужно плавать; чтобы научиться ходить, нужно ходить.

·  Одним из самых простых и эффективных способов является принцип "что вижу, то пою". Если у вас начальный уровень, то можно вслух называть окружающие вас предметы, либо проговаривать короткие предложения, например: I go. I eat. I drink. I water the plants. Одновременно тренируя, таким образом, структуру английского предложения: подлежащее + сказуемое в изучаемой временной форме.

·  Расскажите себе или кому-нибудь о том, чем вы занимались, занимаетесь или будете заниматься сегодня, через месяц, через год.

·  Полезно пересказывать фильмы, рассказы, различные истории. А можно одну и ту же сказку рассказать в трех временных формах.

·  Можно практиковать разговорную речь, проговаривая про себя различные фразы по дороге на работу или учебу. Эффект чуть меньше, но тоже хороший, так как при внутреннем диалоге задействована мелкая моторика.

·  Многие, наверное, знают много примеров, в том числе из собственного опыта, что есть люди, которые очень хорошо говорят по-английски, но не понимают носителей языка, а есть такие, которые прекрасно понимают иностранную речь, но почти не говорят. Помните давно известную поговорку: "Я как собака: все понимаю, а сказать ничего не могу". Поэтому  тренируйте каждый навык отдельно, постепенно интегрируя его с другими.

Полезные советы для ускорения спонтанной речи.

·  Выберите аудиокассету, где очень быстро говорят на английском языке, но при этом коммуникация остается достаточно понятной и используется сравнительно простая лексика. Например, можно воспользоваться для этих целей записями Энтони Руббинса "Шесть шагов чемпионов" (мотивационные спитчи). Удачными могут быть записи CNN, где большинство дикторов говорят с большой скоростью.

·  Прослушайте фрагмент аудиозаписи и отметьте ключевые слова, фразы, паттерны.

·  Попробуйте сказать на русском языке некоторые фразы в подобном ритме и схожей мелодикой, паузами и т.д.

·  Включите запись снова и старайтесь с минимальной задержкой во времени произносить фразу за фразой, сокращая разрыв в отставании.

·  Упражняйтесь периодически в течение месяца.

·  В перерывах между тренировками применяйте полученные навыки в общении с коллегами, друзьями или в учебной группе -- везде, где это будет уместно. На продвинутых ступенях наших тренингов предусматриваются деловые игры "Конференция" и "Дебаты", где навыки быстрой и беглой речи можно легко отработать.

Полезные советы по тренировке произношения.

В каждой стране разработан особый фонетический курс специально для иностранцев: им ставят произношение, о котором сами носители языка и не мечтают, иначе кто же их поймет...

Мне кажется, что обучать произношению можно куда эффективнее, если не требовать от ученика этих внутренних кульбитов, каковые проделать практически невозможно, да и ни к чему. Вот какие задания могут дать:

- Прижмите миндалевидную железу к нижней стенке гортани. Выгните диафрагму так, чтобы она верхней частью почти касалась язычка, и попытайтесь кончиком языка достать до щитовидной железы. Вдохните и сомкните голосовую щель. А теперь, не размыкая губ, скажите 'гару'. А когда вы это сделаете, учитель все равно останется недовольным.

Джером К. Джером.

·  Обращайте особое внимание на тренировку тех звуков, которых нет в русском языке. Это позволит избежать непонимания вас другими людьми.

·  Тренируйте английские звуки по принципу "снежного кома". Например: w; w,v; w,v,h; w,v,h,th. Так как при произнесении английских и русских звуков задействованы разные группы мышц, то их тренировка должна происходить постепенно.

·  Используйте специальную речевую гимнастику.

·  Повторяйте фразы и предложения за носителями языка (фильмы, аудиокассеты). Постарайтесь произнести их как можно ближе к оригиналу. Также копируйте интонацию.

·  Посмотрев небольшой отрывок фильма, произнесите с похожей интонацией и произношением любую фразу или выражение. На более поздних этапах перескажите текст, обращая внимание на правильность звуков.

·  Не ставьте целью научиться произносить какой-либо звук с первого раза. Некоторым для этого необходимо какое-то время.

·  Отводите специальное время для тренировки произношения.

·  Следите за тем, чтобы фокус внимания на звуки в начале фразы был таким же, как и в конце.

Инна Максименко, МА NLP

 


Обратная связь

При общении мы, так или иначе, влияем друг на друга. В зависимости от того, что сказал или сделал наш собеседник, меняется наше поведение. И конечно, мы в свою очередь точно так же воздействуем на наше окружение. Зачастую мы хотим добиться от человека определенной реакции на наши слова и поступки, хотя не всегда это осознаем или просто не хотим себе в этом признаться. Одним из видов коммуникации является обратная связь. То есть ответная реакция на наши поступки, ситуации, события. Иногда такая реакция может быть предсказуема, иногда нет, но не всегда это именно то, что нам хочется слышать. Часто негативной обратной связью является критика. То есть в ответ на наши действия человек пытается дать этим действиям собственную оценку. При этом цели у него могут быть совершенно разные.

Итак, зачем человек дает обратную связь или критикует?

-   Ну, во-первых, он может хотеть, чтобы критикуемый совершил определенные действия (например, чтобы лучше работал), часто прямо не говоря об этом. Но это может быть не единственная причина критики.

-   Например, критику нужно просто выплеснуть эмоции, и поводом можете послужить вы, хотя изначально не будете являться причиной возникновения этих эмоций. Пришел на работу -- дома проблемы, а тут вы подвернулись.

-   Другим мотивом может служить демонстрация своей компетентности, силы, статуса: когда начальник критикует подчиненного, он зачастую просто обозначает свою позицию, тем самым демонстрируя свой статус. Или на защите диссертации профессор может высказывать веские замечания только для того, чтобы показать свою компетентность в этой области, а вовсе не потому, что доклад был слабым.

-   Еще целью критики может быть непосредственно сама реакция. Часто люди сознательно стремятся вызвать негативную реакцию, потому что она может оправдывать их некоторые поступки (агрессию, раздражение, злость). Представьте себе ситуацию, когда один из супругов решил разорвать отношения и даже сам себя в этом убедил. Но, для того чтобы окончательно оправдать свой поступок и переложить ответственность на другого, ему необходима определенная эмоциональная негативная реакция от партнера. Тогда он начинает критиковать, указывать на ошибки и недочеты, чем вызовет определенную ответную реакцию. И конечно, эмоционально отреагировав на критику, партнер ещё и окажется виноват.

-   Критические высказывания также могут служить инструментом, для того чтобы поставить особо зарвавшегося на место. Тем, кто любит высовываться, просто нужно указать на их недочеты, слабые места, и голова с очень длинной шеей займет свое место в ряду прочих.

Реагирование и защита от Критики

Критика, как правило, воспринимается человеком негативно. И действительно, кто любит быть критикуемым и кто не любит критиковать? Понятно, что в обратной связи есть и доля полезной информации, которую не получишь из других источников. Мнение другого человека полезно хотя бы тем, что оно является взглядом на ваши действия с другой стороны, отличной от нашего восприятия. Сложно заметить бревно в собственном глазу, а в чужом видно даже ресничку. Конечно, у каждого человека свое представление действительности. Сколько людей -- столько и мнений. Поэтому стоит к обратной связи других относиться очень аккуратно, стараясь отфильтровывать только полезную информацию. Так как же сделать так, чтобы получить ту важную информацию, которая заключается во взгляде на нас со стороны, и при этом спокойно реагировать на сам факт критики?

Для начала нужно понять, какое намерение стоит у человека за его критикой. Одно из важных убеждений НЛП гласит, что намерение всегда позитивно для данного человека. Возможно, человек хочет вам помочь и сделать только лучше, и вопрос состоит в том, как он это делает.

Один из вариантов (если возможно) -- поговорить с человеком о том, в какой форме лично я хотел бы получать обратную связь, и вообще дать понять, если обратная связь в данный момент не уместна.

Другое дело, когда намерение человека состоит в получении собственных позитивных состояний или достижении собственных целей при помощи Критики. Для реагирования на такое воздействие необходимо научиться управлять своими внутренними состояниями и ресурсами. Можно заранее подготовиться к ситуации, где вас потенциально могут критиковать. Для этого достаточно подумать о том, в каком состоянии вам хотелось бы находиться, и получить к нему доступ. Например, вспомнить похожую ситуацию, где вы находились в нужном состоянии: уверенности, спокойствия, силы. Обратите внимание на то, что вы в этот момент видели, слышали и чувствовали. Переключите внимание, отвлекитесь. А затем проделайте это ещё раз с тем, чтобы потом в нужный момент быстро в него войти вновь. Зафиксируйте внутри себя это состояние, например, в виде внутренней картинки.

Если в вашем личном опыте не было нужного состояния, то представьте человека, который мог бы вести себя так, как бы вы хотели сами. А теперь представьте что он -- это вы. И, находясь в шкуре этого человека, подумайте, что вы будете говорить, как себя чувствовать, что будете делать. Можно даже в уме проиграть это в виде фильма. И уже, исходя из этого состояния, идти на потенциальную встречу.

Ещё одним приемом защиты от критики может быть использование внутренней метафоры. Есть такое крылатое выражение "Как об стенку горох". Представьте, что между вами и критиком находится прозрачная бетонная стена, а его колкости и высказывания -- это горох, попадающий в стену и отскакивающий в разные стороны. Как вы будете тогда себя чувствовать? На самом деле защитная метафора может быть любая: скафандр, пропускающий только чистый воздух; рыцарский щит, отбивающий удары; или просто прозрачный купол, защищающий вас от невзгод, -- все зависит исключительно от нашей фантазии. Наконец, можно просто представить, что вы на время как бы вышли из тела, и испепеляющие взгляды начальника, нападки оппонента, выплески эмоций супруга направлены на вас другого, а вы сами просто наблюдаете за всем происходящим со стороны.

Возможен еще вариант, при котором трансформация начнет происходить с самим критиком. Например, можно сделать его голос писклявым и как будто доносящимся из вашего мизинца. Покрасьте его нос в красный цвет, а модный пиджак разрисуйте в цветочек. Для пущей красоты на голову можно надеть клоунский колпак. Как вам теперь выслушивать критику от такого персонажа? Сделайте его смешным или жалким -- тогда слышать от такого человека неприятные вещи становится забавным занятием.

Невербальная обратная связь

Обратная связь бывает как вербальной, так и невербальной. Еще до того, как человек успел высказать свое отношение к вашим действиям, вы уже можете понять это по мимике, жестам, телодвижениям. Причем было доказано, что основная часть информации, выражающая оценку, передается именно невербально. И конечно, этой информации стоит уделять особое внимание. Например, если ваш партнер выказывает восхищение вашим выступлением, а его мимика выражает скуку, то именно эта невербальная информация будет говорить об истинном отношении к вашему выступлению. Или наоборот: когда начальник в целом доволен вашей работой и всем телом демонстрирует это, а критикует вас только для того, чтобы держать в тонусе, то, видимо, не стоит относиться к его словам буквально и принимать их близко к сердцу, а реагировать именно на его невербалику.

В НЛП такое невербальное отношение называется метасообщением. Метасообщение -- это общее невербальное сообщение человека, передающее его внутреннее состояние и отношение к происходящему. Для того чтобы лучше распознавать метасообщение человека, достаточно подумать, а что бы хотел сообщить нам человек с такой мимикой, находящийся в такой позе и жестикулирующий определенным образом. И попробовать проговорить это прямой речью, как если бы человек произносил её про себя:

-  "Я чрезвычайно недоволен".
-  "Мне было интересно ваше предложение".
-  "Я очень хорошо знаю, что говорю".
-  "Мне просто скучно".
Таким образом, умея распознавать метасообщения, мы приобретаем один очень важный инструмент, который дает нам возможность получать истинную информацию об отношении к вам.

Итак, давая обратную связь, можно обращать внимание на две составляющие: вербальную и невербальную. Понятно, что, когда такие сообщения расходятся, это вызывает недоверие и состояние замешательства. Но рассогласование может быть также между различными невербальными параметрами: так, слова, сказанные бодрым голосом с кислой миной на лице, вызовут скорее всего недоверие. Например, кривая, несимметричная улыбка может говорить, что она, возможно, не искренна. Рассогласование внутренних механизмов называется неконгруэнтностью и говорит о том, что не стоит полностью доверять полученной от человека обратной связи или информации. Напротив, когда критика дается прочувственно, и слова согласуются с невербаликой, то можно говорить об истинном отношении человека.

Графически процесс получение обратной связи можно изобразить следующим образом:


Как грамотно давать обратную связь?

И все-таки в большинстве случаев, когда мы даем человеку обратную связь, предполагается, что наши слова помогут ему изменить свои действия к лучшему. В этом случае важно, чтобы нас услышали, поняли и приняли наши слова к действию. Так какой же должна быть обратная связь, чтобы она оказалась высокого качества? В НЛП существуют подходы, при которых обратная связь будет наиболее эффективной (см. критерии обратной связи высокого качества (ОСВК) в НЛП, "Руководство к курсу НЛП-практик" А. Плигин, А.Герасимов). Вот они:

-   Особое внимание уделяется Раппорту, или предварительному созданию состояния доверия.
-   Обратная связь дается из 3-й позиции. То есть при этом, как правило, используется третье лицо (он, она), а не привычные "ты" или "вы".
-   Описание ведется с логического уровня "Поведение". Говорится, не кто ты есть после этого или на самом деле, а как это было сделано.
-   Разговор строится в прошедшем времени.
-   В первую очередь, описывается то, что было проделано успешно и качественно.
-   Во вторую очередь, предлагаются добавления и пожелания в позитивной форме.
-   Каждое добавление желательно выразить максимально сенсорно, лучше его продемонстрировать.
-   Первое слово предоставляется самому исполнителю рассматриваемого действия, и только потом говорит наблюдатель.

Остановимся более подробно на каждом из пунктов:
1.   Давать обратную связь лучше тогда, когда у вас есть личный контакт с конкретным человеком, который вам доверяет, а еще лучше, если вы пользуетесь у него авторитетом и уважением. Если вы подойдете на улице к незнакомому человеку и скажете: "Такие ботинки давно не носят", -- реакция может быть не предсказуема. А аккуратно сказать это своему другу может быть вполне уместно.
2.  Наиболее легкий способ дать эмоционально спокойную и беспристрастную оценку -- это выйти в так называемую 3-ю позицию относительно рассматриваемого процесса. В этом случае обратная связь высказывается не прямо в лицо человеку, а лишь "тому, кто недавно выполнял обсуждаемое задание". При этом употребляются местоимения третьего лица (он, она, они, его, ему, ей) вместо местоимений первого лица (я, ты, вы, мне, мое, твое). Например: "Мне показалось, что Вася не совсем правильно понял инструкции, и ему следовало бы более подробно ознакомиться с поставленной задачей". Будьте аккуратнее, потому что, обращаясь к человеку и используя местоимения третьего лица, вас могут неправильно понять. Хотя в некоторых психологических Центрах такое обращение является частью корпоративной культуры.
3.   Здесь мы обращаем внимание на то, что верим в способности человека к изменениям, которому даем обратную связь, и уж тем более уважаем его личность. Поэтому все, что подвергается обсуждению, -- это конкретные варианты поведения, реализованные человеком, а значит, в следующий раз он может сделать что-то другое. Такой подход помогает поддержать в человеке веру в себя и собственные возможности. Согласитесь, что услышать в качестве обратной связи: "Ты плохой оратор", -- значительно менее приятно, чем: "Когда ты выступаешь, ты говоришь очень тихо".
4.   Данный пункт помогает разделить прошлое и настоящее, то есть дает возможность поддерживать человека в ресурсном состоянии в настоящем, а совершенные действия рассматривать как завершенный в прошлом процесс. Например, вместо: "Сделанный тобой отчет ужасен", -- можно сказать: "Когда ты делал отчет, его результаты оказались неудовлетворительными". Также, давая обратную связь, мы верим в позитивные изменения, произойдущие с человеком в ближайшем будущем, предполагая, что в следующий раз он достигнет лучших результатов.
5.   Очень важно перевести фокус внимания с недочетов чьих-либо действий на их достоинства. Сначала нужно говорить о том, что было сделано хорошо, давая понять человеку, что вы умеете замечать не только слабые стороны, но и обращаете внимание на успехи. Нет такого человека, которому бы не нравилась похвала, особенно если она действительно дается заслуженно. Этот пункт является одним из самых важных в обратной связи, так как у человека появляется основа для дальнейшего развития и достижения собственного успеха. Научившись замечать сильные стороны, мы не только мотивируем других на дальнейшие действия, но и создаем себе хорошую репутацию. Например, давая обратную связь ребенку, можно сказать: "В целом написанное тобой сочинение очень интересное и весёлое, даже появляется собственный авторский стиль, но в то же время количество орфографических ошибок оставляет желать лучшего".
6.   Наконец, на этом этапе вы можете предложить конкретные варианты поведения, которые могли бы помочь человеку скорректировать собственные действия: "При выступлении в следующий раз хорошо бы говорить громче и четче".
7.   Если вы хотите, чтобы человек мог быстро воспользоваться вашими рекомендациями или пожеланиями, то продемонстрируйте ему их. С одной стороны, это позволит ему понять, что вы имеете в виду, и даст ему возможность смоделировать у вас демонстрируемый навык. С другой стороны, это подтвердит, что вы сами умеете делать то, на что указываете другим. Например, начинающему оратору можно прямо показать, как нужно говорить громче.
8.   Для того чтобы снизить стресс ситуации и повысить значимость полученной информации, полезно вначале дать возможность сказать самому человеку. Для того чтобы дать обратную связь о собственных действиях, человек вынужден "прокрутить" их заново и проанализировать, тем самым развивая навык саморефлексии. Умение открыто говорить о собственных достоинствах и успехах -- тоже полезный в современном мире навык. А если человек сам обнаружит элементы, которые требуют доработки, и укажет пути их усовершенствования, то это даст как минимум три позитивных следствия. Во-первых, облегчится ваша задача (зачем дважды повторять одно и то же). Во-вторых, информация об элементах, нуждающихся в доработке, воспримется легче, когда человек сам говорит о них, нежели когда это делает кто-то другой. И, в-третьих, все собственные пожелания и решения ценятся гораздо больше, чем чужие.

Итак, подводя итоги, весь процесс формирования обратной связи будет следующим: особое внимание по форме коммуникации мы обращаем на состояние доверия (раппорт), говорим, исходя из 3 позиции (если это уместно), о действиях, поведении в прошедшем времени и сенсорно.

1.   Предоставляем слово самому исполнителю.
2.   Затем говорим о том, что было проделано успешно и качественно.
3.   Предлагаем пожелания и добавления в позитивной форме.


Это то, что касается других, а как давать ОС самому себе? На самом деле механизмы похожи, разве что раппорт с собой устанавливать не нужно (ну, кому по настоящему доверять, как не самому себе?). Да и говорить о себе в 3 лице (я -- Николай Второй), видимо, тоже необязательно. А в остальном после любой выполненной работы полезно себя похвалить, найти то, что действительно было сделано хорошо, а затем сенсорно, на поведенческом уровне в прошедшем времени, а главное, позитивно думаем о том, что можно было сделать еще и лучше.

И напоследок хотелось бы сказать, что и критика, и ОСВК бывают полезны в разных контекстах. И то, и другое позволяет достигать целей. Только, вероятно, эти цели будут отличаться.

Критика позволяет
ОСВК позволяет
Выставить себя экспертом, показать свой статус.
Выплеснуть эмоции.
Вызвать агрессию, раздражение, апатию.
Отбить желание проявлять инициативу, высовываться.
Притормозить осуществление любого дела, начинания.
Мотивировать на достижение результата .
Ставить новые цели задачи.
Более качественно оттачивать мастерство, навык.
Мягко указать на слабые места и недочеты.
Открыть новые пути и способы решения любой задачи.
Сохранить раппорт и дружественное взаимодействие.

                                    Способы получения обратной связи:


У нас всегда есть выбор. А что и когда мы будем использовать -- это уже наша личная задача и ответственность. В заключении хотелось бы напомнить о том, что смысл коммуникации заключается в той реакции, которую она вызывает!

Артем Тихонов, тренер Центра, мастер НЛП (M.A.NLP),
Certified Trainer of NLP Practitioner

 

Метафора

Эту метафору я создавала для очень дорогого человека - школьной подруги, у которой в жизни всё как-то кувырком складывалось: в юношеском возрасте она страшно переживала, что отец их бросил. Они с мамой даже были вынуждены переехать.
Ей всё хотелось любыми путями отца с матерью назад свести.
В результате через 25 лет свела... Когда заболела лимфомой. Теперь они к ней в онкоцентр вместе приезжают.
Надо заметить, что и в личной жизни всё было несладко: она - в Москве, муж - в Питере, сыну уже 18 лет исполнилось, а они так до сих пор и не съехались, хотя официально женаты все эти годы.

Года три назад, пребывая в жесточайшей депрессии, подруга моя совсем жить не хотела: мол, сынуля уже большой - выживет и без неё. Боялась предстоящего: терапии, облучения, операции, боли ...

...Метафору эту я ей в больнице читала после одного из наших самых первых занятий по методике, что составил для её реабилитации Дмитрий Калинский, приезжавший тогда в Москву из Израиля.
Затем, когда он уже в Россию вернулся окончательно, подруга моя к нему на личные занятия-консультации ходила.

Ох, и тяжело же ей было вытаскивать на свет божий вторичные выгоды! Ещё сложнее - придумывать как же их ИНАЧЕ удовлетворить. Училась моя подруга заново, как в детстве, видеть дружественность Вселенной. Перестраивала, брала под контроль общий строй мыслей, училась заново радоваться всем мелочам жизни. И радости не замедлили придти, причем они сыплются на неё теперь каждый день! Стоило только перестроить фильтры и начать замечать хорошее!

За эти 3 года состояние моей подруги не только не ухудшилось, но стало объективно лучше!
Все анализы это подтверждают. А воля к жизни стала просто несгибаемой! Отец вернулся к маме. Уж не знаю, что его подвигло на это решение! Сынуля в университет поступил, девушка у него хорошая: подруга теперь больше всего на свете хочет внуков нянчить!
Муж ищет работу в Москве, чтобы переехать сюда совсем. Мы, её подруги, стараемся сделать всё, что от нас зависит, чтобы поддерживать в ней этот замечательный настрой: жить долго-долго всем на радость!

Я преклоняюсь перед мужеством и силой этой Женщины.
Счастлива, что в трудный момент, находясь рядом, сумела помочь ей увидеть, почувствовать, а затем и осознать что-то очень важное...
И помогла в этом, став первым шагом к новой жизни, эта самая Метафора про Семечко и Жизнь.

Семечко и Жизнь

Однажды Ветер нес через море семена деревьев, которые росли на другой стороне пролива. Многие семена упали в воду. Качаясь на волнах, они любовались прекрасными белыми чайками, что с криками носились над волнами. Чайки охотились на серебристых рыбок, бороздивших воду под маленькими и легкими семенами-купальщиками. И лишь одно Семечко долетело тогда до противоположного берега.

Ударившись о землю, Семечко горько заплакало и взмолилось к Ветру отнести туда, где сейчас качаются на волнах его братья и сестры, но Ветер не стал возвращаться за Семечком. Он полетел дальше, подхватывая и кружа в воздухе всё, что мог унести...

Дождь пролился на землю. Семечку было странно ощущать, как сильные капли прибивали его к земле. И в то же время, напитавшись чудесной влагой, оно почувствовало какие-то интересные неведомые процессы, начавшиеся в теле. Вот из-под кожицы Семечка появился сначала белый корешок, который стал довольно быстро закапываться в землю, а затем к небу взметнулся и тоненький побег с первыми листочками. Семечко удивилось:
- Что со мной? Где Я? И Я ли это?

Рядом росла мудрая Сосна, которая качнула ветвями и прошептала:
- то ты, малыш! Наступит день, когда ты станешь таким же большим деревом, как я...

Юный побег изумился:
- Таким же, как ты?
- Ну, не совсем таким! Я - дерево хвойное, вечнозеленое. А на тебе будет одежда из листвы, которую ты станешь стыдливо сбрасывать каждую осень, чтобы надеть новую весной. Со временем у тебя будет мощный ствол и длинные ветви. Птицы будут прилетать к тебе весной. Они совьют гнезда в твоей кроне. И многие птенцы отправятся с твоих ветвей в самый первый полет. Летом они станут радовать тебя чудесными песнями, а осенью захотят полакомиться семенами.
- Это же так здорово! - воскликнуло проросшее Семечко, а если быть ещё точнее, нежный юный Побег...

И вот прошло много-много лет. Всё случилось точно так, как предсказывала мудрая сосна: Деревце выросло. В тени его густой кроны любили отдохнуть уставшие путники. Они часами могли сидеть, привалившись спиной к стволу, глядя на проплывающие по небу и причудливо меняющие свои очертания облака, слушая шум прибоя, сопровождавшийся сладкоголосым пением птиц.

Со временем вокруг выросла целая роща из семян, которые благополучно перелетели через пролив и укоренились здесь, на берегу.

Но однажды всё вокруг зазвенело и застучало. Воздух заполнился какими-то непривычными звуками. Это пришли люди. Они валили деревья одно за другим. Не пощадили и мудрую сосну. Очистили её от веток, сняли кору и пообещали сделать отличную мачту. С ужасом смотрело Дерево на всё это, пока не подошло и его время. Холодная сталь впилась в ствол, а люди вокруг чему-то радовались. Они не умели распознать, о чем шумели деревья, не могли понять, каково это - падать на землю с такой высоты, терять ветки, сбрасывая с себя птичьи гнезда.

Через несколько дней на берегу можно было увидеть ровные штабеля досок, и только одна Сосна сохранила свой смолистый ствол практически целиком. Затем пришли новые люди и начали из этого что-то строить. Они тщательно подгоняли одну дощечку к другой, смолили, забивали в них гвозди, сдавливали шурупами друг с другом. Они работали целыми днями с восхода и до заката, сменяя друг друга. И вскоре на берегу возникли очертания прекрасной Бригантины.

И тогда пришел человек в красивых одеждах с золотыми пуговицами. Попыхивая трубкой, обжигавшей дымом его коротко подстриженную бородку, человек по-хозяйски обошел всю Бригантину. Он сильно крутанул колесо штурвала, нежно погладил рукой мачту, дружески похлопал обшивку, проверил на прочность палубу, несколько раз подпрыгнув в самом центре между бортами. А затем человек с бородкой отдал ещё какие-то распоряжения и, улыбаясь, велел спускать корабль на воду.

Так Бригантина обрела своего Капитана. С ним она ходила по дальним морям, всегда возвращаясь к родным берегам. С каждым годом паруса всё больше пропитывались морской солью и блестели на солнце. Бригантина почему-то очень любила, когда Ветер надувал её лебяжьи паруса и звонко пел песни, подгоняя корабль. Когда чайки кружились над мачтой, серебристые рыбки сверкали на солнце своими боками, показываясь на мгновенье из воды.

И вдруг одна доска - та, что была в обшивке Бригантины, вспомнила, как однажды, будучи Семечком, перелетевшим через пролив, она попросила Ветер дать ей возможность покачаться на волнах.

Елена Дворяшина, M.A.NLP

 


Анекдоты, отфильтрованные Александром Герасимовым.

Добрый день, уважаемые мечтатели, реалисты и критики, а также все остальные замечательные части наших читателей!

Вот лето пролетело и... Уже на подходе осень. Там, глядишь, незаметно подкрадется зима, за ней придет весна, и снова, как всегда, пролетит лето. Вот такие вам американские горки, а не смена времен года.:-( Может быть, стоит перенести время отпусков на зиму? Тогда она будет пролетать быстро и незаметно! И наверняка найдется масса плюсов от такой перемены. Попробуйте на досуге ответить на вопрос: "Что бы я делал, если бы отдыхал зимой?" Я не беру в расчет тех редких представителей рода человеческого, которым в силу профессии ежегодно приходится проводить отпуск в период повышенной активности "белых мух". Они (эти "бедные" люди, а не мухи) могут пока только мечтать о летнем отдыхе. А НЕбедных людей мы тоже оставим в покое, потому что они быстрее перелетных птиц подаются в теплые края независимо от времени года.

Кстати, я тут за разговорами об отдыхе вспомнил один из способов, с помощью которого можно замотивировать мужчину согласиться отказаться от летнего отпуска. Вашему вниманию предлагается следующий анекдот:

***
Составляя очередной график отпусков,
руководитель компании вызывает одного
из своих сотрудников и говорит:
- Здравствуй, Иванов. Мы тут с отделом
Хьюман Рисеч проводим небольшое исследование
в области адекватности восприятия реальности
нашими работниками. Мог бы ты ответить на несколько вопросов?
- ??? (Иванов молчит и таращится на начальника).
- Вот скажи, Иванов, тебе теплое пиво нравится?
- Нет.
- Хорошо. А потные женщины?
- Нет.
- Замечательно! А когда у тебя шелушится и облазит кожа, нравится?
- Да вы что, нет, конечно!!!
- Ну, вот и прекрасно!!! Пойдешь в отпуск зимой!!!

Как видите, главное при общении с людьми -- уметь правильно представить информацию. :-) А варианты мотивации женщин, я думаю, вы сможете по аналогии подобрать сами. Возвращаясь к теме уходящего лета, важно помнить, что осень -- это не только сладкие арбузы и другие дары генной инженерии, а еще и начало нового учебного года! И в этом учебном году мы с вами, как и прежде, будем тренироваться в применении НЛП не на кошках, а на анекдотах. Хотя если внимательно приглядеться, то вся жизнь покажется анекдотом! Вот, например, обычное школьное сочинение после каникул на тему "Как я провел лето". Это же тема детективной истории! Стоит заменить одно слово синонимом, и все представляется в совершенно другом ракурсе: "Как я обвел лето вокруг пальца" или "Как я кинул лето"! :-)

Я бы свое сочинение начал со слов признательности тем людям, благодаря нелегкому труду которых, порой, рождаются шедевры в области телерекламы. И пусть сегодня только ленивый не говорит о скором конце этого вида искусства честного отъема денег у богатых компаний. Я бы просил господ рекламщиков и дальше радовать нас лучшими примерами интеллектуального развлечения. Знайте: если вам не нравится современная реклама, то вы просто не умеете ее смотреть! :-) Вы только подумайте: в каждый рекламный ролик вложены десятки тысяч евро, добавьте еще более дорогое эфирное время -- и все это ради нашего с вами удовольствия и тренировки. Конечно, далеко не каждый ролик способен доставить истинное наслаждение, но некоторые из них просто неподражаемы. Впереди планеты всей за последнее время, по моему мнению, оказались креативщики, продвигающие бренд "Рексона" с их двумя роликами. В них столько поводов для оттачивания адекватности восприятия мира!

Возьмем первый ролик. На экране бескрайние просторы какой-то знойной пустыни. Жара стоит неимоверная, солнце готово испепелить все живое. И на этом фоне мы видим красивую женщину, оказавшуюся почему-то в одном купальнике посреди этого пекла. Что она там делает, мне непонятно. Возможно, именно из ее уст вылетела крылатая фраза: "Ну, ни чего себе пляж отгрохали?!!" Тогда становится понятно, куда она так бежит в течение всего клипа -- к морю, конечно!!! Дальше следует умнейшая сцена: героине вместо крема от загара (хотя даже ребенок знает, что от такого жесткого солнечного излучения не спасет ни один крем) наносят на спину логотип Рексоны той же Рексоной. После чего бедную женщину заставляют бежать через этот раскаленный ад. Помню, во время трансляции олимпиады в Греции меня очень впечатлили исследования о возможных причинах смерти известного солдата, увековечившего марафонскую дистанцию. Как говорят ученые, воин умер вовсе не от усталости: 42195 метров -- это не самое большое расстояние, на которое могли бегать специально обученные скороходы. И даже то, что он не успел полностью отдохнуть после доставки предыдущего послания, не должно было стать причиной гибели. Изучив описания погоды того времени, ученые пришли к выводу, что лето 490 года до н.э. было достаточно жарким. И главной причиной гибели хорошо тренированного бегуна стала высокая температура и, как следствие, перегрев организма. Но это я так, к слову, привел эту информацию -- может, все это просто легенда. Только вот женщина из рекламы резво несется по пустыне, бодро перепрыгивая через овраги, без малейших признаков усталости и дискомфорта. Возможно, это какой-нибудь новый тип женщин, выведенный в тайных лабораториях Рексоны? Наверное, именно они могут смело в горящую избу войти!? :-) Так вот, несмотря ни на что, героиня ролика продолжает бежать, а в это время голос за кадром начинает снабжать потенциальных покупателей достоверной научной информацией о том, что в тех местах, где бегунья потеет меньше, у нее и загар слабее. И правда, пораженный зритель видит, как на спине притормозившей женщины появилась ярко видимая на фоне загара "галочка" (в полспины размером). Какие выводы можно сделать из этого кадра? Либо женщина бежала очень долго (хотя по ней не скажешь), либо солнечная радиация была очень сильной для того, чтобы за короткий период времени успеть так загореть (а что будет с той частью спины, которая не было обработана чудо-средством?). И поскольку в конце ролика отсутствует фраза о том, что за время съемок ни одна женщина не пострадала, я смею предположить, что часть информации была утаена создателями рекламы от зрителей или их держат за лохов. И последний вопрос: а о чем думала сама героиня ролика? Это ж теперь с такой загогулиной на спине ни на один пляж не выйдешь, ни в одном приличном обществе до самой зимы не разденешься!

Следующая реклама еще круче. Это история о нелегкой жизни спецагента полиции, работающего под прикрытием. Как я понял, под прикрытием Рексоны! В начале ролика нам показывают, как дамочка, собираясь на задание, обрабатывает спецреактивом только подмышечные области и ничего больше. В середине сюжета мы видим, как после активной пробежки встречаются потный преступник с толстым слоем пота на лице и наша абсолютно сухая героиня. Вот я не понял, она что, за кадром вся успела вымазаться, включая лицо? Тогда от нее должно за километр нести Рексоной, что выдало бы ее с потрохами, да и какой расход средств потребуется на такую обработку тела. Остается предположить только одно: Рексона -- это такое мощное средство, что нанесение его только в область подмышек полностью подавляет потоотделение человека! Тогда не совсем понятно, как охлаждается тело при интенсивных физических нагрузках (одна из функций потоотделения) и как при этом выводятся из организма отработанные вещества, если не вместе с потом через поры кожи. Неужели все это остается внутри? Но это еще что, когда в конце ролика я услышал слоган, мой лоб от смеха начал покрываться испариной! Не помню точно окончание фразы, а начинался она со слов: "СУХОСТЬ И СПОКОЙСТВИЕ (а дальше что-то типа) -- вот залог настоящего успеха!" По-моему, слово "сухость" давно закрепилось за подгузниками по имени "Хаггис". Поэтому, как я ни старался, так и не смог отделаться от возникших ассоциаций. Только представьте полицию в памперсах! А возможно, это специальный опознавательный знак для тайных агентов: "Передача микропленки состоится завтра на центральной площади у входа в музей. Вы узнаете меня по памперсам и газете "Правда" в правой руке!" Я вот все жду, когда реклама возымеет свое действие и, например, в печати появится такое заявление: "Министерство Внутренних Дел в целях повышения эффективности работы Управления по Борьбе с Организованной Преступностью, а также для обеспечения безопасности его сотрудников, работающих под прикрытием, приняло решение на все выделенные из госбюджета деньги закупить незаменимое для современных правоохранительных органов средство -- дезодорант Рексона!"

В завершение темы о рекламе возьмем ролик о мужском антиперспиранте "Меннен спид стик (Mennen speed stick)". Первая шутка заключается в дословном переводе названия данного брэнда. :-) Я, правда, нигде не нашел перевода слова Mennen, но подозреваю: это что-то связанное с мужчиной. Так вот, на экране молодой человек совершает утреннюю пробежку, предварительно использовав в подмышечных впадинах сами знаете что. Прибегает он домой и прямым ходом в душ, а футболку почему-то бросает на полдороги. Его девушка обнаруживает эту деталь мужской одежды и сразу начинает изучать ее и нюхать. Лично мне это показалось странным. А потом она спрашивает: "Дорогой, где ты был?" Во-первых, сразу хочется ответить: "Пиво пил!", а во-вторых, она что, по запаху футболки собиралась определить, в каком месте пространства был ее парень. Это просто Шерлок Холмс в юбке! :-) В-третьих, откуда такая подозрительность и недоверие любимому человеку? Чему, спрашивается, такая реклама может научить современную молодежь? Смотрим клип дальше. Парень из душа отвечает, что он бегал. На что девушка резонно спрашивает: "А почему футболка сухая и не пахнет?" Знаете, у меня возник тот же вопрос. Если наш "спортсмен" действительно активно бегал, то почему не вспотели другие участки кожи, кроме подмышек? Я думаю, футболка в любом случае должна быть хоть немного влажной. С другой стороны, если он схалявил и совсем не вспотел, то чего же он тогда рванул на полной скорости в душ? Ответ напрашивается сам собой -- это все тот же волшебный эффект, как и у Рексоны: мажем только подмышки и полностью подавляем потоотделение! Перечитав написанное, я заподозрил себя в необъективном восприятии рекламы дезодорантов и критиканстве. Дабы проверить, один я такой или нет, пришлось обратиться к поисковым машинам Интернета, где я и нашел анекдот на эту тему.

***
Реклама мужского дезодоранта Меннен спид стик.
Муж как обычно возвращается с утренней пробежки
и идет в душ. Выйдя из душа, он встречает жену,
которая спрашивает:
- Дорогой, где ты был?
- Бегал!
- Как? Но футболка сухая и совсем не пахнет...
- А ты кроссовки понюхай!

Заметьте, как и в хорошем вопросе содержится половина ответа, так и хорошем анекдоте
всегда можно найти новую идею. Вообразите, какой дополнительный рынок откроется перед
производителями дезодорантов, если герои их реклам начнут мазать не только подмышки,
но и ноги! :-) Да здравствует, гигиена тела и сверхдоходы компаний производителей,
которые, я думаю, догадаются поделиться прибылью с автором идеи!!! Перетряхивая
анекдоты о рекламе, нашел я еще один -- добрый (не подумайте, что сок).

***
Радиореклама.
- У вас дефект речи?
Вы все время заикаетесь?
Не выговариваете букву Р?
Для вас мы разработали новое средство!
Имунооцелистонатрийхлоргидрокарбодон!
Спрашивайте в аптеках города!

Этот анекдот вполне может подойти для утренней разминки речевого аппарата. Только не
забудьте перед тренировкой щеки Рексоной намазать, чтобы не вспотели. :-) Следующая
история продолжает, так сказать, лингвистическую тему. Я уже предлагал вам ране заняться
дословным переводом. Ниже приводится еще один пример такого усердия.

***
Москва. Середина 80-х.
Показывают фестивальный английский фильм.
Диалог двоих. Первый англичанин:
- How do you do? Наш переводчик:
- Как вы это делаете? Второй:
- It's all right! Переводчик:
- Да все правой.

И придраться не к чему, все переведено, даже смысл наблюдается. А мы с вами обычно
совсем иначе трактуем эти фразы. Специально для вас я нашел еще один замечательный
литературно-НЛПерский анекдот.

***
Конференция литераторов.
На повестке дня важный концептуальный вопрос:
- Какая разница между реалистами,
сюрреалистами и соцреалистами?
Полдня заседают различные комиссии,
работают круглые столы, выступают докладчики.
В итоге лучшим было признано следующее определение:
- Сюрреалист пишет о том, что ощущает.
Реалист -- о том, что видит,
а соцреалист -- о том, что слышит.

Как точно и одновременно утонченно выражена в анекдоте главная мысль. Такого деления
по сенсорным каналам мы с вами в НЛП еще не встречали. Только будьте внимательны и не
перепутайте приведенную классификацию со стратегией Уолта Диснея. :-) Что ж, давайте
плавно перейдем от лингвистического наслаждения к наслаждению изобразительным
искусством.

***
Мастерская художника.
Художник готовит мольберт, кисти и краски,
чтобы выполнить портрет дамы,
решившей увековечить себя на холсте.
Дама обращается к художнику:
- Скажите, а вы можете нарисовать
меня в обнаженном виде?
- Нет ничего проще, -- радуется художник
и проворно начинает раздеваться.

Потрясающая игра слов! Просто синтаксическая неточность какая-то! :-) На таких вот
приемах и строятся некоторые анекдоты. Центральную фразу в этом анекдоте можно
использовать как пример теории ландшафтов по аналогии с известной картинкой, на
которой изображены лица молодой девушки и старухи. В зависимости от того, кто является
аттрактором, фраза "в обнаженном виде" может относиться либо к даме, либо к художнику.
Данный анекдот построен на том, что для большинства людей аттрактором в нем является
дама, и поэтому предложение "Скажите, а вы можете нарисовать меня в обнаженном виде?"
автоматически связывается с дамой, а не с художником. Хотя если вы еще не посещали
мастерского курса и ничего не поняли, можете не читать приведенный выше абзац :-), а сразу
переходить к заключительному анекдоту.

***
Великий Пикассо приехал в Лондон.
На вокзале у него украли часы.
Инспектор полиции спросил:
- Вы кого-нибудь подозреваете в краже?
- Да, помню одного человека, который
помогал мне выйти из вагона.
- Вы художник, нарисуйте его портрет,
а мы постараемся найти подозреваемого.
К вечеру по рисунку Пикассо лондонская полиция
задержала по подозрению в краже трех стариков,
двух старух, два троллейбуса и четыре стиральные машины.

К этому остается только добавить, что каждый имеет право на собственное отражение (читай
"искажение") реальности. И важно уметь отличать реальность от карты. Хотя как ее можно
отличить, если никто не видел реальности? :-) Тогда давайте хотя бы будем помнить о том,
что у всех нас разные реальности (читай "карты"). Поэтому лично я буду считать все
написанное выше проявлением карты Александра Герасимова. А все возможные совпадения
с мыслями автора статьи или реальными событиями также прошу считать случайными.

До новых встреч, уважаемые элементы моей карты мира.
Искренне ваш, элемент ваших карт реальности
с кодовым обозначением Александр Герасимов.

 

Редакционная коллегия:
Гл. редактор - Андрей Плигин
Отв. редактор - Елена Федосеева
Лит. редактор и корректор - Андрей Хлынин
Количество подписчиков - 1800 человек.
Copyright © NLP Center in Education

 

 

На форум

Новое на форуме


Михаил Пелехатый
от fedorov, 24/07/2017 09:46:13
Улыбнитесь:) от NikOsipovv, 15/06/2015 18:33:17
СОЦИАЛЬНЫЕ СТРАХИ от fedorov, 19/04/2015 14:34:41
Котлячков - Ночная кукушка от Артём, 17/10/2014 14:38:32
Карта не территория от fedorov, 05/06/2014 13:16:28
Система дала "сбой". от IsImIrI, 28/02/2014 06:40:34


Copyright 2005 НЛП-Ньюс
E-mail: mailbox@nlpnews.ru
Система управления сайтом: Managee Managee
НЛП. Рейтинг сайтов  сообщества. Нейро-лингвистическое программирование