НЛП-Ньюс
Поиск по сайту

Банк НЛП-моделей

Стратегия написания обучающих публицистических статей Андрея Плигина.

Леонид Тимошенко (психолог, тренер Центра НЛП в Образовании, M.A.NLP) и Илья Селютин (консультант, тренер Центра НЛП в Образовании, M.A.NLP)

«Чем удивлять будем?»

Элементы стратегии написания обучающих публицистических статей Андрея Плигина

(опыт комплексного моделирования)

Часть 1

 

Обычный человек думает о том, о чем он не подумал.

Гений спрашивает себя «О чем не подумали другие?».

Мастер замечает, как думают  другие, чтобы мыслить совершенно новым образом.

Каждый человек хоть раз в жизни брался за идею написать статью и многие преуспели в этой затее. По сути все этим занимаются в той или иной форме: тексты для журналов и газет, резюме, очерки для стендов и захватывающие идеи для студенческих игр КВН. Вы же сейчас читаете статью, замысел которой родился на волне вдохновения, возникшей в момент завершения курса «Мастер моделирования» в декабре 2008 года. На одном из перерывов мы решили взять интервью у Андрея Плигина. Нам было интересно, как он так быстро пишет свои работы и находит для них идеи. В начале пути у нас не было четкого понимания того, что конкретно мы будем моделировать, поэтому мы были ведомы страстным любопытством и желанием опробовать свои навыки. И оно привело ко многим открытиям и инсайтам, которые так приятны в этом процессе. Всегда есть чему удивляться, потому что тот, кто ищет изюминку, обязательно её найдет! В этой статье для вас собраны наиболее интересные «фишки», найденные в стратегии Андрея. Хотя, увы, всего уместить не получилось, ведь «там черепахи до самого низа…».

Наша работа будет интересна как писателям, так и людям, заинтересованным в моделировании. Если у вас есть желание развить или улучшить свои собственные стратегии написания текстов, то вам наверняка будет любопытно ознакомиться с нашим опытом. Мы верим, что это позволит вам по-новому взглянуть на самих себя и открыть что-то новое и неожиданное! А для тех, кто только начинает писать – есть масса приятных сюрпризов и советов, которые можно будет использовать сразу после прочтения.

Если вы хоть раз в жизни брались за статью или у вас есть такие знакомые, то проведите небольшую диагностику по тем подводным камням, которые могут подстерегать в этом творческом процессе. Это позволит вам настроить свои фильтры восприятия на поиск тех ресурсов, которые натолкнут вас на неожиданную идею. Например, многих вначале останавливает то, что они не знают, о чем и кому они будут писать. Или, может быть, вы не знаете, как и с чего начать? Другая распространенная проблема заключается в том, что некоторые авторы сами себя сбивают с мысли, уходя от темы статьи в процессе работы, растекаясь мыслью по древу. Иногда бывает, что человек не уверен в себе и может не знать, как донести мысль и убедить других в своей идее. Как поддерживать интерес читателя, чтобы он прочитал все на одном дыхании, ни разу не зевнув? Если такие вопросы вас хоть раз посещали, и вы хотите найти на них ответы, то «добро пожаловать» и приятного чтения! И даже не думайте о всех тех инсайтах, что подстерегают вас в каждом абзаце!

 

Продвинутое моделирование

На самом тренинге озарения происходят одно за другим, ведь этому помогает как атмосфера, которую создают тренеры и аудитория, так и творческая тема семинара. Моделирование на разных логических уровнях, комплексное моделирование, акцент на «ключевых факторах» и многие другие темы данного курса буквально переворачивают все мировоззрение вверх дном. В какой-то момент приходит осознание: «НЛП – это не то, что ты думаешь».

Когда глубже погружаешься в моделирование, появляется еще одна важная мысль: «Не все мастера являются таковыми». Нет смысла разбираться в том, чем это вызвано – гораздо важнее подумать, что можно с этим сделать. И если вспомнить, что сердцем НЛП является моделирование, а не разговоры о нем и не сами техники, то решение проблемы становится очевидным. На ум сразу приходит метафора о художнике, у которого есть и краски, и кисточки, но он все продолжает ходить по выставкам и глазеть на чужие работы, вместо того чтобы создать собственное произведение искусства. Интересно, когда же он возьмётся за холст?

Мы уже написали не одну картину, потому что нашли в этом занятии множество плюсов и дополнительных выгод. Мало того, что сам процесс моделирования помогает «бесплатно» утолить жажду любопытства, так еще можно легко научиться некой уникальности. Интересно, что когда начинаешь серьезно заниматься изучением структуры эффективных стратегий, этот навык распространяется на все остальные контексты жизни, и тогда вы совершенствуетесь еще быстрее. Во-первых, на неосознанном уровне (через 2-ю позицию) вы начинаете усваивать успешные умения и неожиданно замечать у себя полезные убеждения тех людей, что вас окружают. В какой-то момент на осознанном уровне вы задаете себе вопрос: «Как я обучаюсь?». Это поднимает вас на ступень мета-обучения, где вы начинаете развиваться еще быстрее. Во-вторых, развивается мышление, когда вы начинаете смотреть через призму моделирования на разные жизненные ситуации и быстрее замечать «те 20 %, которые принесут 80% результата». Где изюминка? Где находится ключевой момент, который меняет всю систему? Конечно, есть и другие плюсы, но это не тема нашей статьи, а повод задуматься для вас. Что вы упускаете, откладывая эти возможности?

Когда мы сами сконцентрировались на поиске «тех 20 %» в стратегии Андрея, нам помогли стенограммы проведенной с ним беседы. Иногда мы перечитывали некоторые отрывки нашего интервью по 3-5 раз, чтобы найти ту фишку, которую сложно заметить, просто слушая аудиозапись. Этот инструмент помогает работать в разных позициях восприятия, замечая те мелочи, которые не увидят даже три пары глаз. При этом очень удобно отслеживать по тексту метапрограммы и буквально погружаться в опыт самой модели. Ведь когда вы переписываете стенограмму с аудиофайла, то вы еще раз и еще раз пропускаете через себя все слова. В какой-то момент доходило до того, что определенные типовые фразы и интонации звучали в голове голосом Андрея, что помогало осознать не только стратегию написания статей, но и много другое. Например, стиль общения, особенность ответов на вопросы и идею «высокой плотности мысли», когда на единицу времени дается больше информации, чем можно отследить.

 

ТОТЕ – на все руки мастер!

Другим базовым инструментом моделирования является модель Т.О.Т.Е. Конечно, именно на её основе мы построили мысленный маршрут нашей работы. Вы можете прямо сейчас ответить на вопросы, приведенные ниже, чтобы было еще легче отследить свою собственную стратегию написания статей. Если ее у вас еще нет, то вы легко поймете, как она может быть устроена.

Мы верим, что у каждого был позитивный опыт составления различных текстов: публицистических, учебных, научных и т.п. Мы предлагаем вам короткий опросник, чтобы вы не только поняли, как вы это делаете, но и могли улучшить эту способность. Нет необходимости отвечать на все вопросы модели Т.О.Т.Е. сразу. Можно просто бегло просмотреть его, чтобы понять на каких элементах вашей стратегии следует сделать акцент. Обратите внимание на изюминку того как вы это делаете. И затем спросите себя: в чем её слабое место? А что можно улучшить? О чем вы еще не думали? Если вы сейчас зафиксируете свои ответы, то в будущем сможете с еще большей легкостью приняться за написание следующей статьи, воспользовавшись ими.

ТEST 1

Зачем вам нужно писать статьи?

Какие цели вы ставите перед собой, принимаясь за дело?

Вы изначально как-то представляете готовый вариант перед написанием?

Что для вас важно в создании текста?

Без чего нельзя написать хорошую статью?

Что побуждает вас заниматься этим?

Откуда берется замысел?

ОPERATION

Какое действие является ключевым?

Какие основные этапы вы можете выделить в написании статей?

Какие шаги вы выделяете при создании замысла, написания текста и т.п.?

Что вы делаете, во-первых, во-вторых…?

ТEST 2

На каком этапе вы начинаете редактировать статью?

Что вы делаете, если вы вдруг понимаете, что ушли от темы?

Может ли изменится замысел по ходу написания?

Какие еще проверки вы осуществляете?

ЕXIT

Как вы заканчиваете свои статьи?

Что убеждает вас, что она закончена?

Чем завершается процесс написания?

Интересно, что нового вы узнали о самом себе после этого короткого теста? Модель Т.О.Т.Е. – это прекрасный помощник! Точно так же её можно использовать для самомоделирования в любых других контекстах. Всегда можно найти применение своим новым эффективным стратегиям. Ведь даже когда ты знаешь что-то  вдоль и поперёк, можно найти место для удивления. Мы подтвердили это правило при анализе особенностей стратегии Андрея, заметив, что в каждой точке его «Т.О.Т.Е. написания статьи» реализовывается ряд глубинных ценностей, на которые опираются все действия, критерии и т.д. А ведь там где ценности, там и вся пирамида логических уровней. И чем уникальнее моделируемая вами стратегия, тем больше она начинает напоминать многослойный пирог, где каждый слой содержит неожиданную начинку, которая только разжигает ваш аппетит. Тогда ты уже не «моделируешь с помощью НЛП», а занимаешься своим любимым делом.

 

«Чем удивлять будем?»

Внутри статьи всегда есть некая идея, замысел, убеждение, которое она стремится распространить в умах людей – многие концентрируются только на этом. Как вы думаете, а можно ли в ней реализовывать не одну, а несколько целей? Не будет ли это вновь напоминать нам тот самый многослойный пирог, где каждый найдёт свою изюминку? Это одна из главных «фишек» стратегии Андрея, ведь в каждой его работе просматривается несколько целей и любопытных идей. Возможно, не все заметят это с первого раза, но то, что каждый найдет свое – это точно! Для того, чтобы определиться с целями, необходимо понять – для кого вы пишите? Кто эти люди? Вы адресуете свои мысли кому-то конкретно, или целой группе? Зачем им вообще открывать вашу статью? Что ценного они найдут в ней? Все как перед тренингом – сделав такую диагностику, можно еще лучше подготовиться к изложению своих идей.

Что может быть ответом на эти вопросы? Когда Андрей начинает писать, он ориентируется на три группы людей: новичков, мастеров и экспертов. Для новичков мы будем излагать мысль максимально просто и доступно, разъясняя каждый момент. Основное мета-сообщение статьи для них будет: «посмотри, как это просто! Повтори и у тебя получится». Для второй группы людей, для мастеров, будет нарастающий уровень сложности, который постоянно углубляется в нюансы той или иной темы. Для них скрытое послание будет звучать следующим образом: «а ты так об этом думал? А ты так умеешь?». И, наконец, для экспертов - людей высокого уровня, многого достигших в данной области знаний, будут вкрапления уникальных знаний на протяжении всей статьи. И в процессе написания текста с ними можно незримо вести конструктивный диалог. Мета-сообщение для этой группы будет таким: «посмотрите, тут есть часть, на которую еще никто не обращал внимание. Возьмите и пользуйтесь этим!».

Чтобы лучше понять эту часть стратегии Андрея можно воспользоваться интересной метафорой, которая нам всем хорошо знакома – просмотр кинофильмов. Если мы пересматриваем любимый фильм, то почти каждый раз находим что-то новенькое. Вроде бы уже 10 раз пересмотрели, а снова увидели то, чего раньше не замечали! С чем это связано? Во-первых, объем сознательно воспринимаемой информации ограничен числом Миллера (7 +/-2) и понять абсолютно все и сразу просто невозможно. Во-вторых, наш опыт не стоит на месте, мы постоянно совершенствуемся, развиваемся, меняются и наши фильтры восприятия. И каждый раз, смотря уже знакомое кино с разных позиций и ракурсов  (то как «новичок», то как «мастер»), в какой-то момент мы становимся настоящими «экспертами и профессионалами». Так становится видна не только вершина айсберга, но и вся его нижняя часть, ранее скрывавшаяся под толщей воды. Каждый находит то, что актуально и ценно для него именно сейчас, на данном уровне компетенции. Вы ведь уже поняли, как использовать это в своих статьях?

После того как «аудитории» выбраны, необходимо подобрать цель и выгоды (минимум 5-7) для каждой из них:

Какие идеи вы хотите донести до новичков?

Что скажете мастерам?

Чем удивите экспертов?

Будет здорово, если вы выпишите свои мысли на отдельный листок, и он постоянно будет перед глазами в процессе работы. Так вам будет удобнее наполнять информацией вашу статью, оставаясь в рамках содержания и не растекаться мыслью по древу.

Однако, не зависимо от того сколько идей зашито в статью, их нужно как-то передать другим людям. Как это сделать? Достаточно ли человеку прочитать статью, чтобы ваша идея засела в его мыслях? Удивительно, но и тут работает известная в НЛП формула: «подстройкараппорт – ведение». Подстройка начинается уже в тот момент, когда читатель пробегает глазами по введению. И если там он начнет видеть несовпадения с собственным опытом, впоследствии вам может быть трудно вызвать симпатию к своим взглядам. И наоборот, если вы напишите то, что будет резонировать с его практикой, то он скорее увлечется вашей статьей. Вы можете начать присоединение, обозначив в начале текста те реальные проблемы, которые характерны для людей в рамках выбранной вами темы. После этого дайте понять, что решение и ответы на вопросы можно найти внутри вашей работы – так вы откроете рамку мотивации, которую важно поддерживать до самого последнего абзаца. Иначе получится ситуация, когда вы даете ребенку красивую обёртку, но конфетку внутри он не находит.

Чтобы еще больше заинтересовать аудиторию, расскажите ей, что она получит, прочитав вашу статью, какие новые умения и навыки ждут ее в тексте. Почему людям так важно читать именно вас? Используйте мотивацию на различных логических уровнях, например:

  На уровне ценностей:

«Это будет наиболее интересно прочитать тем, кто ценит мастерство во всем»;

  На уровне идентификации:

«Если вы хотите быть профессиональным писателем, то обратите внимание на…»;

На уровне стратегий:

Дочитав статью до конца, вы узнаете, как решать «такие-то» задачи».

 

Новые фильтры – новые перспективы

Как вы думаете, в какой другой сфере ещё так жизненно важно мотивировать людей? Конечно в обучении! Если посмотреть через призму этой   категории на сочинение текстов, то, что нового можно открыть для себя? Стандартная статья, как и лекция в институте  – это очередная порция сухого теоретического салата в фастфуде масс-медиа. Вы же не хотите быть вторым Макдональдсом, где все настолько автоматизировано, что о творчестве все уже давно забыли? Будьте рестораном в среде писателей, наполняя свои работы «живым опытом» и полезными навыками! В мире, где так ценно время, уже грустно вчитываться в абстрактные учения. Как вы можете сделать статью обучающей? Как сделать из нее тренинг? Конечно же, включив туда практический блок, который может быть как упражнением в конце, так и «затравкой» в начале. Вы можете задавать какие-то вопросы, обращенные к опыту человека или делиться с  ним советами и приёмами, которые легко повторить. Либо интегрируйте все знания в финальной части в виде конкретной техники или пошаговой инструкции. Таким образом, можно как создать новый опыт, так и жонглировать тем, который у человека уже есть.

Интересно, а через какие еще призмы можно посмотреть на написание текстов? Каждая метафора открывает новый взгляд на знакомый предмет. Вот, например, всем известная теория мыслевирусов. Если смотреть сквозь неё, то задачей статьи становится внедрение своей идеи в систему убеждений читателя. Тогда автор должен сплести словесную паутину таким образом, чтобы сначала расшатать у человека определенные фильтры восприятия, а потом встроить вместо них свою мысль, прочно закрепив её. Конечно, перед этим нужно подумать о том, какие внутренние ограничения могут мешать собеседнику усвоить вашу концепцию. И эту почву, перед тем как засеять, нужно будет взрыхлить паттернами «фокусов языка» Р. Дилтса.

Например, убеждение читателя звучит так: «Никто не будет читать мои статьи, потому что я пишу скучно». Тогда следует обратить его внимание на то, что все навыки и умения развиваются и тренируются, и может быть, он не пишет скучно, а просто мало практикуется. И вообще, неужели, прочитав его статью, весь мир погрузится в глубокий сон? Можно вспомнить Эйнштейна, который был не самым лучшим учеником в школе, а потом получил нобелевскую премию за свои открытия. Это еще раз доказывает, что гениями не рождаются, а становятся, т.к. любой успех – это 99% пота и 1% таланта. И такой фильтр восприятия уже будет помогать творчеству, а не мешать ему.

Какие еще убеждения могут помочь писать яркие и неповторимые статьи? Вот некоторые находки из стратегии Андрея, встроив которые вы станете более интересным автором:

            То, о чем все говорят, меня интересует в последнюю очередь;

            50-70% текста должны быть уникальными, как по содержанию, так и по форме;

            Я никогда не повторяю сам себя в своих статьях;

            Я никогда не беру чужие идеи;

            В каждой статье я открываю что-то новенькое;

Такое мировоззрение помогает писать тексты, которые не прочитаешь больше нигде, наполняя их теми идеями, которые придумали, открыли и разработали именно вы. Подобные статьи хочется читать, а также постоянно к ним возвращаться, наслаждаясь и радуясь таким творением. Однако ничего не получится без искреннего желания делиться свои открытиями и находками, иначе вы даже не приступите к тексту. Один из самых важных уроков, что мы вынесли из общения с Андреем, заключается в том, что «стратегия жадничества» малоэффективна как в творчестве, так и в целом по жизни. Эта мысль является одной из ключевых  в системе убеждений Андрея: «Все, что я открываю, я могу легко отдавать, получая удовольствие при этом». В следующий раз, когда вы приметесь за работу, представьте, что у вас уже есть эти фильтры мышления или посмотрите сквозь них на свою будущее творение. И заметьте, как улучшится ваша стратегия.

 

«Там черепахи до самого низу…»

Подводя итог, мы хотим привести упрощенную инструкцию к тому, как начать писать свои статьи:

1.      Придумайте идею, мысль, о которой вы хотите написать;

2.      Когда вы ее придумаете, создайте 3-4 виртуальные аудитории;

3.      Поставьте цели и выгоды для каждой аудитории (минимум 5);

4.      Дайте задание бессознательному 2-3 дня подумать об идее, не пишите статью сразу;

5.      Размышляйте, наблюдайте, вспоминайте, что вы уже знаете на эту тему, что вы уже слышали интересного, что есть в смежных областях, рефлексируйте (самомоделируйте), помня о целях для ваших аудиторий;

6.      Попутно делайте выборку из книг по теме, вспомните цитаты и метафоры, которые соответствуют вашим задачам;

7.      Создайте структуру вашей будущей статьи, выделив там: введение, основную мысль и практическую часть;

8.      После этого садитесь и пишите все подряд, потоком. Не исправляйте себя, пишите все, что придет в голову, пока не исчерпаете себя по каждому блоку;

9.      ВАЖНО! Никогда не перечитывайте статью пока не закончите! Напишите все.

10.  Теперь приступайте к редактированию, проверяя орфографию, логичность переходов между смысловыми блоками, пресуппозиции текста и т.п.

В завершении, хочется сказать, что еще один из основных уроков, вынесенных нами из этого проекта моделирования, можно озвучить так: «Всегда есть чему удивиться и чем удивить». Мы описали лишь малую часть стратегии Андрея Плигина, потому как, увы, всего не уместить в одной статье. Ведь еще не раскрыты стратегии поиска уникального замысла для статей и создания захватывающих метафор. А то, как  виртуозно Андрей продумывает структуру своих текстов, а потом редактирует их в несколько этапов – это еще одна увлекательнейшая песня и тема для отдельной статьи. Если все это вам интересно, то читайте вторую часть, которая называется «Чем еще не удивляли?».

 «Чем еще не удивляли?»

Магниты, синонимы и прочие сладости редактирования (опыт комплексного моделирования, часть 2)

 

Качественная статья отличается от халтуры также, как бриллиант от груды булыжников: не бывает блеска без ручной полировки.

 

К чему и зачем

         Приветствуем вас, читатели! Те из вас, кто уже ознакомился с первой частью статьи о моделировании Андрея Плигина, знают что и как нужно сделать, чтобы написать грамотный и красивый текст (см. «Чем удивлять будем?»). Для знакомства со второй частью мы приглашаем всех, кто хочет узнать об одних из наиболее простых и эффективных способах его редактирования. Если вы тратите много времени на этот этап и не очень в нем преуспеваете, то далее вы найдете ряд элегантных решений из стратегии Андрея, которые позволят вам затрачивать меньше времени и обогатить ваш писательский арсенал. Часто люди начинают проверять текст параллельно с его сочинением – это только тормозит процесс. Вы все еще так делаете? Тогда читайте дальше! Ваши статьи не отличаются оригинальностью и изящностью переходов между смысловыми блоками? У вас много повторяющихся слов, которые режут слух? Ваши тексты переполнены слишком абстрактным сухим материалом? Не знаете, как изложить его более привлекательным и доступным образом? На все эти и многие другие вопросы вы найдете ответы в этой статье. Мы хотим предложить вам полезные и простые приемы по работе с текстом, которые использует Андрей Плигин. Примерив их на себя, вы сможете заметить насколько быстрее и легче стало шлифовать свои записи. И хотим сразу сказать, что все описанное в данной статье является лишь одним из возможных вариантов, взятых из стратегии конкретного человека и не является истиной в последней инстанции.

         Недавно мы общались со своими коллегами-тренерами. Любопытно, что когда разговор перешел в русло о написании статей и важности их публикации, то люди начали жаловаться на те же стандартные проблемы, с которыми сталкиваются многие. Порой даже мастера своего дела не могут придумать какую-то идею, цепляющую и интересную, для своих текстов. Какие же грабли могут поджидать писателя на пути к славе?

         Кто-то мог столкнуться с проблемами грамотности или логичным изложением своих мыслей. Как будто пишешь-пишешь, но все время мысль скачет и сложно связать одно с другим, вроде бы относящимся к единой области. Или знакомишься со статьей и понимаешь, что очень важная тема поднята, много необходимой и полезной информации, но как-то странно и часто сопровождается чтение зевотой. И вроде бы всего 5 страниц текста, а уже идешь за второй чашкой кофе, чтобы не уснуть.

         Бывает, что люди жалуются на то, что у них просто ничего не получается. Забавно, что после таких слов человек даже не приступает к работе. Значит, проблема в другом. Как нлперы, мы решили заняться этим вопросом и помочь всем, кто сталкивался с подобными препятствиями. Некоторые варианты решения этих затруднений мы решили осветить в данной статье через призму стратегии Андрея Плигина.

         Одной из самых частых проблем, встречающихся на просторах  писательской деятельности, и не дающая вам познакомиться с другими тонкостями, выступает трудность с мотивацией. Причем не мотивации «я хочу написать статью», а мотивации «сесть и сделать это»! Кто-то лениться включить компьютер и открыть файл, а кто-то просто не знает зачем это нужно.

         Те вопросы, которые мы вам задали явно и неявно, подразумевают развернутые и качественные ответы. Поэтому предлагаем продолжить чтение дальше и для начала узнать, что вообще может мотивировать людей писать разного рода тексты?

 

Чем заправлять будем?

         Перед продолжением чтения было бы здорово задаться вопросом - «а для кого и для чего вы пишите (хотите начать писать) статьи?» После этого, мы приглашаем вас ознакомиться с другими «правильными» ответами:

 

Итак, если вы пишите статьи для себя, тогда:

 

1. У вас есть возможность лучше разобраться в той теме, которую вы затронули

1.Например, вы всегда хотели узнать больше про лидерство и поделиться с людьми своими находками в этой области. Для качественной статьи вам придется перелопатить большую часть литературы по лидерству. Ведь важный аспект в написании статей - не повторять то, что уже сказано другими. Даже в том случае, если ваша идея сделать обзор в данной области. Задайтесь вопросом: насколько увеличится ваш багаж знаний после изучения значительного объема литературы различного содержания, отражающей разнообразные мнения и идеи? Считайте, что вы еще ближе приблизились к уровню гуру в этой области. Вы стали лучше разбираться в материале. Заметьте, что это пригодится вам не только при написании статей, но и в общении с другими людьми, на тренингах и семинарах, и, конечно же, в вашем личном опыте, в жизни. А сколько новых идей родится при чтении такого количества интересного материала! Вы сможете написать не только еще одну статью, но и целую книгу в будущем (ведь серия сочных статей - это уже хороший литературный труд, почти готовый к изданию).

 

2. Когда вы пишите статьи - вы развиваетесь

2.И это тоже правда: ведь именно на бумаге проявляется ваше мышление, ваша логика, ваш словарный запас. А если мы часто работаем с текстом, то...? Правильно! Все эти стратегии совершенствуются. Кто-то играет в шахматы и читает в метро «орфографический словарь» (см. «Ералаш»), а кто-то изучает методики по развитию познавательных процессов. Есть еще один вариант достижения целей своего саморазвития - писать статьи! Тогда у вас есть возможность в одном флаконе развить и логику изложения (ведь текст должен быть общедоступным как для новичков, так и для мастеров), и свой словарный запас, работая над речевым богатством, выразительностью и образностью текста.

 

3. Вас переполняют идеи, и вы делитесь ими со многими людьми

3.О, ужас! Если вы относитесь к категории людей, которые постоянно придумывают что-то новое, которых переполняют множественные инсайты, вызывающие потребность постоянно с кем-то ими делиться (иначе чувствуете, что взорветесь), то возможно писать статьи - это еще один выход. В своих текстах вы сможете описывать те идеи, которые вас распирают. Помните, бумага все стерпит! Пишите все подряд, потом будете раскладывать по полочкам и дополнять: очень важно сначала записать все идеи, которые к вам пришли.

3.А если вы делитесь своими мыслями постоянно, то наверное, заметили, что после 3-го - 5-го раза говорить об этом не так увлекательно. Еще бы, даже НЛПеру может наскучить по 100 раз в день говорить про ВАК-системы. Написав статью, вы сможете отсылать людей к ней: там они получат возможность найти не только ответы на свои вопросы, но и массу дополнительного материала. Ведь каждая ваша работа - это многослойный пирог, в котором есть крем на поверхности и много других изюминок внутри.

 

4. Статьи - это готовый продукт для ваших семинаров и презентаций

4.Вы тренер или человек, который часто выступает на публике и проводит различные курсы, совещания? И вам часто нужно готовить раздаточные материалы и их электронные версии? Представьте ситуацию: осталось несколько дней до самого события, а вам еще предстоит найти и обработать огромный объем дигитальной информации! О, ужас! Придется отложить все-все-все дела, отменить встречи и безвылазно сидеть и печатать, печатать, печатать... Если у вас есть статья по этому поводу, то вы меньше всего будете беспокоиться. Во-первых, у вас уже есть набранный текст. Во-вторых, вы работали с этой областью и с легкостью в ней ориентируетесь. И в-третьих, люди, которые читали вашу статью и придут на это событие, уже уверены, что вы профессионал, поэтому вашего беспокойства как не бывало!

 

Конечно, есть и вторая составляющая статей - когда мы пишем для других:

 

5. Вам важно донести свою мысль до людей и «застолбить» свою идею

5.Как же иногда хочется, чтобы многие узнали о вашей классной находке, которая может помочь в той или иной области! Или вы разрабатываете инновационную мысль и вам хочется быть первым в этом направлении. Все просто: вы можете написать статью в какой-либо журнал и/или разместить ее в интернете. Если вы в начале (во введении статьи) захватите внимание читателя, то многие люди ознакомятся с текстом и узнают о вас и вашем творчестве. Можно, конечно, собрать митинг на главной площади города и несколько часов вещать с трибуны, но зачем стрелять из пушки по воробьям?

 

6. Вы хотите удивить, вдохновить или просто отблагодарить человека или группу людей

6.Всегда стоит помнить, что статья - это ваш креатив на бумаге. Если у вас нет времени играть на гитаре или рисовать, вы все время в делах, то  можно реализовать ваше творчество в писательстве. Вспомните, были ли у вас ситуации, когда вы прочитали какой-то текст и он крутился у вас в голове несколько дней, а то и месяцев? Какая-то одна фраза изменила всю вашу жизнь или отношение к тому или иному объекту! И вы можете стать тем человеком, слова которого будет вдохновлять и удивлять других людей! А если вы знаете того, кто удивил и вдохновил вас, то просто подарите ему статью: сделайте ее адресной, напишите в начале посвящение или пусть это останется в тайне. Тогда при написании статьи просто помните, для кого вы ее пишите, мысленно ведя диалог с этой персоной. Кстати, любопытный момент: иногда может возникнуть желание удивить профессионала - и тогда это будет совершенно другой текст. Например, когда будете писать абзац или какой-либо смысловой кусок, то представьте, что вы пишите ее для мастеров в этой области, людей, которые достигли вершин в этом вопросе. Чем вы можете их удивить? Какие новые идеи вы им можете подкинуть? Если в итоге шокировать не получится, то, как минимум, вы превзойдете самого себя. Ведь иногда для таких вопросов нужно выйти за пределы собственных знаний и попробовать новые роли.

 

7. Статьи - это ваш личный PR, создающий имидж

7.Многие выделяют этот момент как самый значимый в написании статей. И правда, представьте, что вы собираете в интернете информацию, например, по харимзе и все время натыкаетесь на одного и того же автора. У него много статей, на них ссылаются, добавляют в закладки. Какое впечатление формируется у вас об этом человеке? Хотите похожее? Через статьи люди узнают, чем вы занимаетесь в данный момент, они следят за вашими исследованиями и находками. Ваш образ профессионала крепнет и становится ярче, больше. Одна статья, вторая, третья... Те, кто о вас еще не знают, уже чувствуют, что к вам можно прислушаться и обратиться за советом. Как вы думаете, что будет, когда они прочитают ваши работы?

 

8. И раз уж мы заговорили про интернет, то статьи - это еще один способ раскрутки не только себя, но и своего сайта (фирмы, проекта, тренинга). Ведь тогда можно использовать и множество ключевых слов (для поисковых роботов), которые не будут резать глаза читателю, а продвигать вашу страницу в топы поисковых запросов. Люди будут оставлять ссылки на ваши статьи в своих онлайн-дневниках, социальных сетях и других местах. И, наконец, это привлечет дополнительных посетителей на ваш сайт.

 

         Да, еще многого мы не рассказали, и на этом мы хотим поставить многоточие, предоставив пространство для полета мысли и собственных открытий в личной мотивации. Ведь, конечно же, за статьи можно получать деньги: вы можете писать для журналов или на заказ - в любом случае, вы зарабатываете на этом. А еще красивые тексты привлекают для вас клиентов и партнеров. Представьте, что на вашу работу наткнется человек, который уже несколько месяцев не может справиться с какой-либо проблемой и там найдет необходимое решение!

         Конечно, всего того, что мы описали, можно достичь любыми другими путями. Можно ходить на тренинг по развитию логики и мышления, активно участвовать в митингах в качестве выступающего или ходить с табличкой или значком «Хотите узнать про успех? Спросите меня как!». И тогда посчитайте время, которое вы будете на это тратить. А изложив свои мысли на бумаге, вы вложите свои ресурсы в множество этих аспектов, использовав меньше времени, зато получая больше. Кто знает, может быть, написание статей - это часть тех 20%, которые принесут 80% результата?

         Итак, если подвести итог по вопросу «Как можно замотивировать себя для написания статьи», то хотелось бы представить все в следующей ментальной карте:

 

 

         И помните, что данные варианты мотивации могут быть не только лишь мотивацией к написанию того или иного текста. Они могут являться для вас реальной целью при создании статьи. Любопытно, как тогда изменится ваше отношение к тексту, как изменится стиль написания, если вы хотите удивить не просто группу людей, а конкретного человека? Или вы пишите на заказ для журнала, тогда вам нужно будет ориентироваться на конкретную аудиторию. А если вы хотите написать статью для себя будущего или прошлого? Масса различных вариантов - тут ваш полет фантазий может быть бесконечен!

         А как быть, если не получается сразу написать текст, который должен соответствовать поставленным целям? Или в нем много ошибок и нелогичных связей? А может быть, вы читаете и понимаете, что некоторые ключевые слова постоянно мелькают и портят впечатление? Вот тогда и наступает второй важный момент в написании ваших статей - а именно, редактирование текста. На какие элементы этого процесса стоит обязательно обратить внимание, а какие можно отдать другим компетентным людям? Именно об этом мы и хотим поговорить подробнее.

 

Разделяемый Т.О.Т.Е.

         Предположим, у вас уже есть написанная статья, где имеются блоки структуры, заполненные содержанием, уникальными идеями, примерами из личной практики и метафорами (как это сделать см. статью «Чем удивлять будем?»). Теперь можно приступать к фазе редактирования. И если вы хотите получить действительно качественную статью и сделать что-то для других людей, что-то простое, доступное и интересное, то вы уделите этому этапу должное внимание. Помните, что ничего великое не делается просто так. Лев Николаевич Толстой, например, переписывал свой роман «Война и Мир» минимум 5 (а по некоторым источникам 7) раз! Мы не призываем вас быть такими же гениальными, как Л.Н. Толстой, но верим, что каждый сможет выполнить норму в минимум 50%, переделав важные моменты статьи 2-3 раза, не говоря уже о том, чтобы перечитать собственный труд 5-10 раз. Но можно обрадовать вас тем, что подобное важно будет проделывать лишь в начале пути, т.к. через несколько прогонов навыки написания закрепятся, усовершенствуются и выбор слова, формулировки станут гораздо более легким, чем было ранее. Если новичок проявляет упорство в работе над статьями, его мастерство совершенствуется: ведь часто аппетит приходит во время еды – и это одно из ключевых убеждений в стратегии Андрея Плигина. А кто не любит вкусно поесть? Когда «уплетая» очередную статью, вы будете получать огромную порцию удовольствия, вас уже и за уши не оттянешь! Ведь увидев свой текст, лежащий словно сверкающий алмаз на подушке из шёлка, и оценив собственные усилия, страсть и творческий порыв, вложенные в его огранку, вы можете продемонстрировать полученный результат, чтобы удостовериться в том, что ваша самооценка не плод собственной фантазии, а что она совпала с мнением иных людей, узревших красоту строчек, блеск идей и услышавших стройную и тонкую мелодию смысла. Даже если вам не по душе такие возвышенные метафоры, можете настраиваться на позитивный лад и приступать к редактированию.

         Перед тем, как описать последовательные шаги, мы хотим заострить ваше внимание еще на одном важном аспекте. Если посмотреть на стратегию Андрея, через призму модели ТОТЕ, то сразу видно, как четко разделены в его карте фазы О (операции) и Т2 (проверка). Подобное четкое разграничение позволяет существенно повысить эффективность стратегии и избавить самого себя от лишней суматохи и неразберихи во время творчества. Очень часто люди начинают редактировать предложение или целый смысловой кусок прямо во время процесса написания. Таким образом, уйма времени уходит на прерывания, переделывание «мысли» у себя в голове, жонглирование словами и запятыми. Согласно модели, проще всего сконцентрировать эти «игры» в отдельном блоке и вдоволь ими насладиться! Ведь если этого не делать, может получиться совершенно глупая ситуация, когда вы напомните самому себе дровосека, который, разжигая костер, колет по одному полену за раз, идет, кидает его в костер, возвращается обратно, берет следующее полено, замахивается топором, раскалывает, нагибается, собирает куски дерева, несет их к костру, опять возвращается, опять замахивается и т.д. Разве это так эффективно? Может быть, комфортнее и приятнее сначала расколоть все бревна, потом парочкой охапок перенести к костру, и уже после сидеть и спокойно разжигать его? Иногда проведение четких разграничений внутри структуры своей психики, стратегий, субличностей может быть очень полезным. Если вы не против, можете разбудить внутреннего пограничника и позволить ему работать, а мы пока перейдем к обсуждению того, сколько охапок с бревнами, словами и предложениями лучше переносить в ваш костер за раз и в каком порядке это делать. Другими словами мы переходим к последовательному объяснению шагов редактирования.

 

Начинаем редактировать

         Итак, следую стратегии Андрея Плигина, во-первых, похвалите себя за уже проделанную работу! Оцените свой труд, прочитав его, и спросите себя:

·        Что оригинального и уникального есть в этой статье?

·        Что симпатичного, что красивого я написал?

         Если вы хотите, чтобы написание статьи превратилось в приятный и азартный процесс, то почаще хвалите себя за  успешные действия, интересные находки и т.д. Тогда бензобак в вашем спорткаре мотивации всегда будет полон! Например, хвалите себя: за новую структуру, которую вы раньше не использовали в тексте, убойную метафору,  классные примеры из личной практики. Хочется сказать, что стратегия «сквозной самопохвалы», задействованной на протяжении всей деятельности, может быть эффективным инструментом и в других контекстах, в частности: саморазвитие, приготовление пищи, достижение долгосрочных целей или изучение иностранных языков. Это еще раз показывает, что действительно классные изюминки очень похожи в стратегиях из совершенно разных областей. Одно из важных убеждений Андрея прямо так и звучит: «Когда я пишу – я себя всегда хвалю.» Все гениальное – просто.

         Во-вторых, проверьте свой текст на доступность. Перечитайте его и подумайте, формируется ли у вас при этом ясное, понятное и простое кино. Очень важно, чтобы вы действительно проверили наличие внутреннего кинофильма, иллюстрирующего статью. Подобная «премьера» позволит оценить, донесете ли вы до читателя свои мысли максимально простым образом, чтобы у него не осталось вопросов. Все ли слова легко представляются на внутреннем экране? Нет ли в статье слишком большого числа абстрактных понятий, в которых можно утонуть? Подумайте, как изложить идею так, чтобы ваш читатель увидел в ней свою мысль. В идеале, нужно писать так, чтобы человек тут же понял! Поэтому, когда вы работаете над текстом, можно помнить, что каждый абзац вы создаете для кого-то, для чего—то.

         В-третьих, следуя стратегии, чтобы убедиться в том, полностью ли подходит статья вашим аудиториям, которые вы создали в начале работы (см. 1 часть, «Чем удивлять будем?»), обратитесь к ним, ассоциируйтесь в каждую группу («оденьте их мокасины») и спросите себя:

·        Я доволен? Было интересно?

·        Достаточно ли эмоций, впечатлений?

·        Чему я научился, читая эту статью?

·        Найдите 5-7 выгод для каждой аудитории.

         После того, как вы сами оценили работу и похвалили себя, а также убедились в том, что статья понятна и интересна вашим «виртуальным читателям», переходите к следующей фазе редактирования.

 

Силы притяжения

         Очень важно, чтобы сейчас, читая эти строки, вы обратили внимание на то, что видите, позволяя этому тексту буквально притянуть вас магнитным полем к себе, чтобы вы поняли очень ценную идею. Заключается она в том, что если ваши уникальные находки (изюминки, мысли) и взрывные метафоры будут размещены по тексту статьи не однородно (не в одном месте), а некоторыми вкраплениями ключевых мыслей, разбросанными по всему тексту, то они будут завлекать читателя как «магниты». Их задача состоит в том, чтобы максимально заинтересовать аудитории, замотивировать и сильно удивить их. Эти «гроздья винограда» нуждаются в особо тщательном уходе и проработке. Ведь кому приятно разочаровываться, замечая, что с виду шикарное платье на самом деле слегка потрепано, дыряво, а нитки расплетаются. К тому же в такой прохудившейся одежде еще и холодно будет. Поэтому желательно стремиться к тому, чтобы ваши «магниты» блестели, как яркие драгоценные камни, и каждый читатель стремился ухватить как можно больше несметного богатства! Вы никогда не пропустите такой клад мимо, так как его всегда видно.

        

Магнитом может быть:

·        Введение;

·        Метафора;

·        Важный рефрейминг;

·        Блок мотивации;

·        Разрыв шаблона;

·        Уникальная эмоция;

·        Инструкция или какое-то объяснение;

·        Ключевая мысль/идея;

·        Необычный пример использования чего-то и т.п.

        

         В-четвертых, перечитайте статью еще несколько раз, задавая себе вопросы по каждому смысловому блоку, и уделяя особое внимание упомянутым выше «магнитам»:

·        А чего тут не хватает?

·        Есть ли здесь что-то избыточное?

·        Понятна ли идея этой части?

·        Какой эффект будет от чтения этого абзаца? Что читатель поймет?

·        А что можно переставить? Как будет лучше?

·        Как я еще не пробовал писать? Какие еще есть варианты донесения этой идеи?

         Помните, что важно не лениться и с некоторыми кусками можно возиться по 20-30 минут, перечитывая по 8-9 раз. Может быть, кому-то будет удобнее визуализировать образ Л.Н. Толстого, стоящего за экраном компьютера и смотрящего на вас с легким укоризненным и недовольным взглядом, но с каплей надежды и одобрения. После того, как вы убедитесь, что каждый блок доступен для понимания, в нем достаточно информации, мотивации и он реализует вашу цель, то переходите дальше к более детальным составляющим редактирования.

 

На что еще обратить внимание?

         В-пятых, Андрей концентрируется на следующих элементах:

·        Большие и громоздкие предложения разбивайте на более простые;

         Гораздо проще и удобнее читать небольшие блоки информации, т.к. «растолстевшие» предложения могут вводить читателя в транс, однако если вы знаете зачем это делать - никто не мешает использовать и такой прием. Например, после такого глубокого трансового полета, во время которого легко потеряться в словах или ассоциациях на ту или иную тему, идет какая-то ключевая мысль. И вам очень важно убедить в ней читателя. Либо, вы хотите, чтобы он ее запомнил. Это может быть какой-то магнит, последовательность шагов или «скрытая стратегия», завернутая в метафоре.

·        Старайтесь заменять дигитальные и абстрактные глаголы на сенсорные или сенсорно-очевидные;

         Понятно, что такое возможно не всегда, но все же стремитесь проделывать эту операцию. Сенсорно-окрашенные глаголы помогут сделать вашу статью еще более понятной и доступной для читателя. Например, глагол «увидеть» проще, чем глаголы «воспринимаю» или «осознаю». Сравните два варианта выражения одной и той же мысли:

Я познаю мир.

Каждый месяц я прочитываю по 10 книг и составляю на их основе ментальные карты.

         Как вы думаете, какой из вариантов глубже раскроет читателю вашу мысль? И какого рода текст вам приятнее было бы «познавать» (или лучше «читать»)?

·        Прочитывая текст вслух или про себя, проверьте его на синонимы, на «мелодичность»;

         Если в тексте будет слишком много слов, режущих слух трудностью своего произношения, не многим будет приятно читать вашу работу. Поэтому желательно убедиться, что если представить вашу печатную мысль в музыке, то это будет приятная и чистая мелодия, а не какофония или диссонанс. Если вы играете один и тот же аккорд, не меняя ритма и не подключая другие инструменты, в этом тоже нет ничего хорошего. Мы на собственном опыте убедились, что проверка текста на синонимичный ряд может являться безумно занимательным процессом, похожим на соревнование со своей памятью. Если вы встречаете слова, которые повторяются чаще, чем через 4-5 предложений, то это для вас сигнал - пора искать подходящий синоним. Для этого существуют различные словари (в том числе и электронные). Например, синонимы к слову «ученик» могут быть следующие: студент, учащийся, новичок, школьник, воспитанник, абитуриент, адепт, курсант, гимназист, последователь. Иногда придумывание 5-7 синонимов для часто повторяющихся слов, может занять время. Однако такие затраты быстро окупаются собственным удовлетворением от проделанной работы и экономией времени в будущем.

·        Исследуйте текст на пресуппозиции.

         Пресуппозиции - это часто неосознаваемое послание, стоящее за вашими словами. Проанализируйте «скрытый подтекст» ваших строк, прощупайте «второе дно» ваших предложений и убедитесь, все ли хорошо. Нет ли каких-то негативных, неэффективных или компрометирующих посланий в адрес читателя? Например, фразу «В этой статье мы попробуем разобраться с…» лучше заменить на «Данная статья поможет еще лучше узнать исследуемую тему и углубиться в …». Или «...если у читателя хватит духа осилить эту статью до конца...» можно перестроить в «...когда вы дочитаете эту статью до конца...». Как видно в первом случае, автор не очень уверен, что его текст будет дочитан. Во втором же случае, подразумевается, что вы прочитаете эту работу.

·        Проверяем весь текст на логичность связок между блоками

         Если читателю будет непонятен ход вашей мысли, и в его восприятии все будет похоже на разбросанные там и тут пятна цвета, то ничего хорошего не будет. И даже самые уникальные идеи и метафоры с пресуппозициями здесь могут не помочь. Стремитесь, чтобы аудитории видели в вашей работе картину, в которой все цвета дополняют друг друга и составляют вместе невероятный фейерверк красок, плавно и естественно переходящих из одного оттенка в другой. Для этого важно следить за тем, чтобы в связываемых блоках присутствовал одинаковый уровень обобщенности, а затрагиваемые понятия были из одного класса. Например, если вы рассказываете о том, каких видов бывают рыбы, то вряд ли стоит в следующем предложении говорить о том, как плохая экология влияет на озоновый слой.

·        Оцените оригинальность переходов

         Еще одна сторона стратегии Андрея Плигина заключается в интересных переходах, связывающих ваши смысловые блоки с помощью занимательных метафор, историй и анекдотов. Они могут сделать вашу статью еще более интересной и запоминающейся. А занудное пошаговое изложение материала может напоминать томительные ожидания в пробках где-то в центре города. Вы же не хотите, чтобы вашу статью врачи прописывали в качестве успокоительного или снотворного?

·        Часто повторяющиеся слова «который», «которая», заменяйте на деепричастные обороты.

         «Если каждая мысль, которая заключена в абзаце, который должен заинтересовать читателя, который все это читает, то слово «который» начнет резать глаза». Такое повторение, «режущее глаза», может быстро надоедать людям, интересующимся вашим текстом. Этот маленький нюанс, используемый в редактировании, как и вся стратегия в целом подчеркивает важность разнообразия в статьях.

         Разнообразие, по сути, является ключевым элементом любой творческой деятельности, будь то музыка, рисование, сочинение стихов, проведение тренинга и т.п. А в модели Андрея Плигина один из самых важных моментов - это постоянный поиск нового.

 

Задействуем других людей

         Классно, когда вы имеете разносторонний взгляд на мир и можете воспринимать объекты, идеи и модели с разных точек зрения. Для того чтобы добиться этого можно увеличивать количество поступающей к вам информации, читать больше книг (например, Андрей читает около 8-10 книг в месяц), ассоциироваться в разные позиции восприятия. Иногда же удобно просто обратиться к другим людям с вопросом, а то и передать им часть работы. Тем более, что порою они могут сделать это лучше, чем вы.

         Поэтому, в-шестых, если есть возможность, покажите свою статью профессиональному филологу. Основными целями и намерениями встречи будут:

·        Получение обратной связи о том, что хорошо, что новое, что уникальное. Это позволит вам понять, насколько вы «попали в оригинальность»;

·        Проверка на ошибки (грамотность, орфография, стилистика);

·        Дополнительная проверка на синонимы.

         Обращение к филологу поможет вам сэкономить свои силы и время. Обязательно сначала спросите его о том, что понравилось и только потом узнайте, что добавить и изменить в статье. Если же такой возможности у вас все-таки нету, возьмите требуемые функции на себя, помня про Л.Н. Толстого. Ничто не мешает вам еще несколько раз перечитать статью, а потом переделать её исходя из полученной информации. При этом помните, что некоторыми рекомендациями от филолога можно пренебречь, например, в пользу важных пресуппозиций в вашем тексте.

         В-седьмых, для получения максимально полной обратной связи о вашей работе, можно задействовать собственных друзей, знакомых, близких, коллег, авторитетов.  Дайте прочитать им статью и спросите своих «оценщиков»:

·        Формируется ли в голове доступное и простое кино во время чтения?

·        Какие ощущения и эмоции вызывает эта статья?

·        Все ли существительные и глаголы понятны?

         Конечно, не обязательно задавать именно эти вопросы. Используйте свое воображение при опросе читателей. Если вы найдете возможность улучшить свою статью, непременно воспользуйтесь ею!

 

Паттерн прерывания

         Итак, когда все основные фазы проверки завершены, Андрей Плигин обычно откладывает статью и на некоторое время (лучше день или два)   переключается в совершенно другую деятельность: спорт, чтение, кинофильмы, прогулки и т.д. Это позволяет забыть, что было написано и вернуться к тексту в чистом состоянии «незнания». Если время поджимает, то можно сделать перерыв и в несколько часов. Потом налейте себе чай или кофе, удобно устройтесь и, наконец, в-восьмых, приступайте к чтению. По его результатам, желательно, снова похвалить себя и провести заключительное редактирование, если оно будет необходимо.

         Помните, что нет ничего хорошего в дисбалансе, поэтому важно соблюдать равновесие между скоростью редактирования и красотой статьи. Ведь предела совершенству нет, однако всегда следует вовремя остановиться, иначе никто из читателей так и не увидит ни одной вашей статьи. Мы говорим так, потому что сами убедились в том, как процесс огранки алмаза статьи затягивает и захватывает. Паттерн прерывания важен как в творчестве, так и вообще в достижении любых целей.

         Вот и нашу статью стоит пора заканчивать. Для этого хочется подвести некоторое резюме в виде сжатой последовательности шагов редактирования. Вы можете еще раз просмотреть их, обратить внимание на какие-то особо понравившиеся моменты и запомнить, что из перечисленного вам стоит потренировать, доработать или встроить:

1.      Самостоятельно оцените статью и похвалите себя за особо удачные моменты;

2.      Проверьте понятность и доступность внутреннего кино;

3.      Подумайте, довольны ли ваши аудитории и что им не хватает;

4.      Исследуйте все «магниты» статьи – все ли в них хорошо?;

5.      Проверьте статью более детально (синонимы, пресуппозиции, глаголы,  связки, большие предложения, деепричастные обороты);

6.      Покажите вашу статью профессиональному филологу и переделайте при необходимости;

7.      Дайте почитать статью реальным людям, экспертам;

8.      Переключитесь в другой контекст, а потом вновь перечитайте статью.

 

Леонид Тимошенко

Мастер НЛП (M.A.NLP), сертифицированный тренер, психолог

leonid.psy@gmail.com

Илья Селютин

Мастер НЛП (M.A.NLP), сертифицированный тренер, бизнес-консультант

seliger.psy@gmail.com

На форум

Новое на форуме

Улыбнитесь:) от NikOsipovv, 15/06/2015 18:33:17
Михаил Пелехатый от True NLP, 19/04/2015 23:04:17
СОЦИАЛЬНЫЕ СТРАХИ от fedorov, 19/04/2015 14:34:41
Котлячков - Ночная кукушка от Артём, 17/10/2014 14:38:32
Карта не территория от fedorov, 05/06/2014 13:16:28
Система дала "сбой". от IsImIrI, 28/02/2014 06:40:34


Copyright 2005 НЛП-Ньюс
E-mail: mailbox@nlpnews.ru
Система управления сайтом: Managee Managee
НЛП. Рейтинг сайтов  сообщества. Нейро-лингвистическое программирование